г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1

+7 (863) 251-66-09 Поиск
> г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1
+7 (863) 251-66-09
назад к реестру ОДНТ

Святочные обходы в станице Раздорской Усть-Донецкого района Ростовской области

Святочные обходы в станице Раздорской Усть-Донецкого района Ростовской области


Категория: мифологические представления и верования, этнографические комплексы

Этническая принадлежность: Русские, донские казаки

Языковая принадлежность: Русский язык, южнорусское наречие, донская группа говоров

Конфессиональная принадлежность: православие

Место бытования: Усть-Донецкий район Ростовской области 

Населенный пункт: станица Раздорская

Субъект РФ: Ростовская область

Географические координаты: 47.54064 с. ш., 40.64676 в. д.


Краткое описание объекта

В святочный период в станице Раздорской в недавнем прошлом фиксировались четыре разновидности праздничных обходных обрядов: детский обход крестных с кутьей в Сочельник; славление Христа детьми и пение псальм утром в день Рождества (с исполнением тропаря Рождества; псальмы «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин»); щедрование молодежи под окнами станичников в канун Старого Нового года (с ряжением и исполнением щедровки «Во леску, леску»); детское посевание утром в Старый Новый год (с исполнением песни «Во поле-поле, во чистом поле» и рассыпанием зерна в святой угол). Параллельно с обрядовыми обходами в канун Рождества девушки гадали с кутьей на женихов под окном; в канун Старого Нового года молодежь могла устраивать ритуальные бесчинства на тех подворьях, где не приняли щедрующих. Структура описываемых обрядов типична для восточнославянских Святок, при этом песенное наполнение частью демонстрирует тяготение к украинскому репертуару («Во поле, поле, во чистом поле»), а частью представляет собой реализацию нижнедонского варианта празднования («Во леску, леску»).

В 1990-х и 2000-х гг. традиция святочных обходов в станице поддерживалась сотрудниками Раздорского этнографического музея-заповедника и фольклорным коллективом «Живая вода». В настоящее время в Раздорской сохраняются детские рождественские и новогодние обходы, локальный святочный песенный репертуар воспроизводится частично.


Подробное описание объекта

Станица Раздорская Усть-Донецкого района Ростовской области – одно из старейших поселений донских казаков. Согласно В.Н. Королёву, первое известное упоминание городка с таким названием содержится в наказе И. Кобякову 1571 г.  Первоначально городок находился на острове Поречном, позднее, в середине XVIII в., станица перешла на новое место – на правый берег Дона, где остается до настоящего времени. Уже в конце XVI в. Нижние Раздоры были одним из наиболее крупных по численности казачьих городков. По мнению ряда историков, именно здесь до 1622 г. располагался первый центр донского казачества. 

Продолжительная история станицы, центральное положение в казачьем регионе, длительное ее существование на одном и том же месте обусловили хорошую сохранность пласта традиционной культуры и донского говора. Наиболее ранние фольклорные записи, сделанные на территории станицы, относятся к 1869 г. и были сделаны священником И. Поповым. На протяжении последних 50 лет в станице неоднократно работали преподаватели и студенты из различных вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону.

Высокой степенью сохранности в сравнении с другими донскими районами отличается в ст. Раздорской и календарная обрядность, в том числе обряды зимнего цикла, частью которых являются обходные обряды, согласно определению Л.Н. Виноградовой, представляющие собой ритуальное хождение по домам с поздравлениями и благопожеланиями и другими магическими целями, обязательным элементом которого является одаривание (или угощение) хозяевами исполнителей обряда. Такой визит призван обеспечить каждой семье благополучие на весь год. При том что во многих  славянских регионах такие обряды обладают общей структурой, однако локальные традиции отличаются исполняемыми фольклорными текстами, составом участников и другими характеристиками.

В ст. Раздорской ритуальные обходы подворий в святочный период были приурочены к Рождеству и Старому Новому году.

В канун Рождества взрослые женщины в семье готовили кутью. Брали пшеницу, толкли ее в ступе, очищая от шелухи, и варили. Готовую кутью слади́ли медом, добавляли в нее размоченную в воде резаную абрикосовую сушку. Вечером в канун Рождества кутью в станице дети носили своим крестным, а те в ответ одаривали гостей. Эта ритуальная практика сохранялась до 1970-х гг. Традиция ношения кутьи в Сочельник известна и в других частях Ростовской области: в ст. Манычской Багаевского района, Кривянской Октябрьского района, х. Грачеве Боковского района, Гундоровском Орловского района, пос. Весёлом (районный центр), Чирском Советского района, Зимовниках (районный центр). 

Обходы с кутьей в Раздорской могли совмещать с гаданиями, девушки под окном спрашивали: «Тёточка-тёточка, скажи нашу судьбу». В ответ хозяйка называла имя и/или хутор, в который должна выйти девушка. Например: «Мишка в Красный».

Согласно записям Т.С. Рудиченко 2001 г., в Сочельник в станице также могли колядовать – обходить дворы с пением колядок и псальм. Но фольклорные тексты автор не приводит. О бытовании в станице рождественских колядок рассказывали и студентам экспедиции РГУ в том же году, но тексты уже вспомнить не могли. Возможно, они вышли из бытования в 1950–1960-е гг. 

Утром в Рождественский день дети ходили по станице Христа славить. Ходили по всем дворам, исполняя рождественский тропарь «Рождество Твое Христе Боже наш», а впоследствии также псальму «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин»:

Добрый тебе вечер,

Ласковый хозяин, 

Радуйся, радуйся, земля.

Сын Божий в мир родился.

Мы к тебе, хозяин,

С добрыми вестями,

Радуйся, радуйся, земля.

Сын Божий в мир родился 

(записано от фольклорного коллектива «Живая вода»).

Полученные за исполнение сладости дети складывали вместе и по завершении обхода делили на всех поровну.

Новогодние обходы в станице различались по половозрастному признаку: щедровать вечером и ночью в канун Старого Нового года ходили незамужние и неженатые юноши и девушки, а также молодые семейные казаки и казачки, а утром посевали дети. 

В канун Старого Нового года щедрующие переодевались, надевали маски, чтобы остаться неузнанными. Лицо закрывали марлей (или позже – капроновым чулком) или раскрашивали, выворачивали шубы наизнанку. Переодевались цыганами, в Деда Мороза и Снегурочку, в других персонажей. Щедрующие подходили к дому (но не заходили в него, оставались на улице) и просили разрешения пощедровать: «Свят вечер, хозяин весел, пустите пощедровать». Если хозяин разрешал, то они исполняли такую щедровку: 

Во леску-леску,

Да по жёлтом песку

Блудили блудцы

Да семьсот молодцов.

Приблудилися

Да к етому двору

К Петровому. (И все начинают петь.)

Святый вещер,

Добрый вещер.

Добрым людям

На свят вещер.

А ты, дядя пан,

Да ты выйди к нам,

Вынеси скамейку

На нашу семейку. 

Святый вещер, добрый вещер.

Добрым людям на свят вещер.

Отец хвалится

Да вороным конём

Да перед королём,

Святый вещер, добрый вещер.

Добрым людям на свят вещер.

А сын хвалится 

Да лук и стрелкою

Да перед деукою, 

Святый вещер, добрый вещер.

Добрым людям на свят вещер.

А мать хвалится

Да лисьей шубою 

Да перед любою,

Святый вещер, добрый вещер.

Добрым людям на свят вещер.

А дощь хвалится

Да золотым кольцом 

Перед молодцом.

Святый вещер, добрый вещер.

Добрым людям на свят вещер.

А ты, дядя пан,

Да выходи-и к нам,

Вынеси скамейку

Да на нашу семейку,

Вареничков блюдку

Да маслица глутку,

Да бутылочку

На припивочку.

Святый вещер, добрый вещер.

Добрым людям на свят вещер 

(записано от В.А. Калитвенцевой).

Немного отличающийся вариант звучал так: 

Блудили блудцы 

Да семьсот молодцов, 

Да приблудилися 

Да к этому двору, 

Да и к Сухарю <К Сухаревым>. 

Святый вечер, добрый вечер, 

Добрым людям на свят вечер. 

А дядя пан, 

Да ты выйди ли к нам, 

Да мы тебе привели 

Да во́рана коня. 

Святый вечер, добрый вечер, 

Добрым людям на свят вечер. 

А жене твоей

Да лисью шубочку.

Святый вечер, добрый вечер, 

Добрым людям на свят вечер. 

А сыну твому́ 

Да лук со стрелкою, 

А дочке́ твоей 

Да золото кольцо. 

Святый вечер, добрый вечер, 

Добрым людям на свят вечер. 

А пан хвалится, да перехвалится 

Да вороным конём 

Да перед королём. (Тут одна поёт, двое, а все хором:) 

Святый вечер, добрый вечер, 

Добрым людям на свят вечер. 

А жена хвалится 

Да лисьей шубочкой 

Да перед любочкою. 

Сын хвалится 

Луком, стрелкою, 

Да перед девками, 

А дочь хвалится 

Золотым кольцом 

Да перед молодцом. 

Святый вечер, добрый вечер, 

Добрым людям на свят вечер. 

А дядечка пан, 

Да выйди ты к нам, 

Да вынеси ты нам, 

Да небольшу скамейку, 

Под нашу семейку, 

Вареников блюдку 

Да маслицу глудку. 

Святый вечер, добрый вечер, 

Добрым людям на свят вечер. 

Счастья!» (записано от В.В. Качалиной).

Приведенные выше варианты текста можно локализовать как нижнедонские: помимо ст. Раздорской, эта щедровка известна в ст. Старочеркасской Аксайского района, где была записана Г.Д. Астапенко; близкий вариант фиксировался студенткой РГУ в 1998 г. в г. Ростове-на-Дону (ст. Нижнегниловской).

Собеседники отмечали, что песня исполнялась громко, сопровождалась пляской и хлопанием в ладоши. Куплеты играли один или два исполнителя, а припев – все вместе. После того как песня заканчивалась, хозяева выносили щедрующим блюдо с варениками: с капустой или с творогом, одаривали их вином, продуктами и деньгами. Все дары ссыпались в общую посуду и сумки. Если хозяева закрывались, тушили свет, не пускали гостей, то щедрующие совершали так называемые ритуальные бесчинства: могли снять калитку, перенести на другое место туалет.

По словам жителей станицы, щедровать ходили не только по дворам, но и в государственные учреждения. Вспоминают, как в 1960-е гг. компания раздорцев приходила щедровать в больницу. После завершения обхода щедрующие  собирали вместе все полученные подарки и на следующий день устраивали общую трапезу в доме у одного из станичников, где не было старых людей. 

По словам раздорцев, традиция щедрования компаний молодежи сохранялась вплоть до конца 1990-х гг. Сейчас тексты щедровок сохраняются преимущественно в памяти жителей 1940-х гг. рождения.

Утром в Старый Новый год подворья обходили маленькие дети с котомочками (тряпочными сумочками, в которые собирали подарки). Они заходили в дом и обсыпали святой угол пшеницей и ячменем, некоторые упоминают, что рассыпали зерно также по полам в доме. Исполняли следующий текст:

Во поле-поле, 

Во чистом поле, 

Там плужок ходит.

За тем плужком 

Сам Господь ходит. 

Мати Мария 

Бога просит: 

Уроди нам, Господи, 

Жита, пшенички, горох, чечевички.

Здорово ночевали, с Новым годом, с новым счастьем (записано от В.В. Качалиной; В.С. Кульгачёва). 

Текст известен и в других районах области (был записан в х. Дубы Тарасовского района, х. Арпачине Багаевского района; Т.С. Рудиченко фиксировала его в ст. Кочетовской Семикаракорского района, пос. Глубоком Каменского района, ст. Бессергеневской Октябрьского района, Краснодонецкой Белокалитвинского района, Старочеркасской Аксайского района и др.). Согласно выводам Л.Н. Виноградовой, варианты «господарских» коляд с сюжетом о благополучной уборке обильного урожая с помощью Бога и святых наиболее развернуто представлены в украинской традиции. 

Посевальщиков при входе старались посадить на подушки, чтобы в доме птица велась. Когда исполнение колядки заканчивалось, хозяева одаривали пришедших сладостями и реже деньгами. Все собранные сладости дети делили поровну. Посевание сохраняется в ст. Раздорской до настоящего времени. В один и тот же дом может прийти до пяти групп посевальщиков, при этом акциональная часть обряда (действия) сохраняется лучше вербальной (текстов): исполняемые в настоящее время детьми тексты редко соотносятся с локальным станичным репертуаром.


Предметы, связанные с объектом 

Нет


Технологии и техники, связанные с объектом 

Нет

Способы и формы передачи объекта 

Устный – жители станицы Раздорской перенимали описанные праздничные традиции от своих старших родственников или одностаничников.

Институциональный – в рамках подготовки этнографических программ фольклорным коллективом «Живая вода» в 2010-х гг.


Сведения о носителях нематериального этнокультурного достояния РФ

  1. Давыдыч Анна Александровна, 1936 г.р., ур. ст. Раздорской Усть-Донецкого района Ростовской области.

  2. Калитвенцева Вера Александровна, 1941 г.р., ур. ст. Раздорской Усть-Донецкого района Ростовской области.

  3. Качалина Валентина Васильевна, 1935 г.р., ур. ст. Раздорской Усть-Донецкого района Ростовской области.

  4. Кульгачёв Владимир Стефанович, 1940 г.р., ур. ст. Раздорской Усть-Донецкого района Ростовской области.


Сведения о хранителях нематериального этнокультурного достояния РФ

  1. Дунаева Наталья Владимировна, исполнитель фольклорного коллектива «Живая вода», ст. Раздорская.

  2. Костина Лариса Петровна, 1964 г.р., ур. г. Шахты Ростовской области, руководитель фольклорного коллектива «Живая вода», ст. Раздорская.

  3. Попова Александра Дмитриевна, исполнитель фольклорного коллектива «Живая вода», ст. Раздорская.

  4. Садикова Светлана Юрьевна, исполнитель фольклорного коллектива «Живая вода», ст. Раздорская.

  5. Сулина Лилия Владимировна, исполнитель фольклорного коллектива «Живая вода», ст. Раздорская.

  6. Филимонова Светлана Александровна, исполнитель фольклорного коллектива «Живая вода», ст. Раздорская.


История выявления и фиксации объекта

Сведения о календарных обрядах донских казаков записывались в следующих экспедициях:

  1. Фольклорная экспедиция Ростовского государственного университета (1976 г.).

  2. Фольклорная экспедиция Московского государственного университета (1997, 1999, 2010, 2011, 2013 гг.).

  3. Диалектологическая экспедиция Ростовского государственного университета (2001 г.).

  4. Фольклорная экспедиция Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (2001 г.).

  5. Фольклорная экспедиция Южного федерального университета (2010–2015 гг.).

  6. Фольклорно-этнографическая экспедиция Санкт-Петербургского государственного института культуры (2017 г.).

  7. Фольклорно-этнографическая экспедиция Ростовского областного дома народного творчества (2023 г.).


Источники информации об объекте

Опубликованные:

  1. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII–XX веков. Ростов н/Д.: Приазовский край, 2002. 304 с.  

  2. Виноградова Л.Н. Обходные обряды // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. Т. 3. М.: Международные отношения, 2004. С. 483–487.

  3. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. 256 с.

  4. Дианова Т.Б., Мухачева И.В., Соколова О.В. Рукописные календари из Усть-Донецкого района // Живая старина. 2012. № 4. С. 11–15.

  5. Ефимова Н.А. Представления о судьбе в комплексе гаданий Усть-Донецкого района Ростовской области // Историко-культурные и природные исследования на территории Раздорского этнографического музя-заповедника. Вып. 1. К 80-летию Л.Т. Агаркова. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 2003. С. 46–51.

  6. Ефимова Н.А. Символика действия в донских гаданиях (на материале гаданий Усть-Донецкого района Ростовской области) // Историко-культурные и природные исследования на территории Раздорского этнографического музея-заповедника. Сборник статей. Вып. 2. Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2004. С. 120–127.

  7. Королёв В.Н. Раздоры. Городок на Дону, впоследствии станица Раздорская // Донские казачьи городки. Ростов н/Д: Дончак, 2006. С. 159–167.

  8. Костина Л.П. Обряды зимнего календарного цикла // Историко-культурные и природные исследования на территории Раздорского этнографического музея-заповедника. Сборник статей. Вып. 3. Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2007. URL: http://museum-razdory.ru/images/donka-011.pdf (дата обращения: 15.11.2023). 

  9. Попов И. Верования и суеверия, собранные в Раздорской на Дону станице действительным членом Донского войскового статистического комитета священником Поповым. [Ростов, 1869]. 9 с.

  10. Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов н/Д.: Издательство Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2004. 512 с.

  11. Шатохин А.В. История церквей Раздорской на Дону станицы. Ростов на/Д.: Альтаир, 2022. 287 с.


Современное состояние объекта

Тексты, приведенные в описании объекта, сохраняются преимущественно в памяти старшего поколения жителей ст. Раздорской. Детские обходы дворов утром в Старый Новый год сохраняются до настоящего времени. 


Организация, имеющая отношение к ОНКН

Раздорский фольклорно-этнографический музей-заповедник

Фольклорный коллектив ст. Раздорской «Живая вода»


Составитель материалов

Власкина Нина Алексеевна – к.филол.н., старший научный сотрудник лаборатории филологии Федерального исследовательского центра Южного научного центра Российской академии наук.


Подписи к материалам приложения к объекту «Святочные обходы в станице Раздорской Усть-Донецкого района Ростовской области»


1. Photo_1_Svyatki_Razdorskaya_2010.jpg 

Фото 1. Святки Раздорская 2010.

Изображены (слева направо): Ерыженская Оксана Евгеньевна и младшие школьники ст. Раздорской с Акимовой Натальей Николаевной в Раздорском этнографическом музее-заповеднике, фотография сделана в ходе показа этнографической программы «Святки» (приход посевальщиков).

Дата съемки: 18.01.2010

Место съемки: Раздорский этнографический музей-заповедник, фотография сделана в ходе показа этнографической программы «Святки», приход посевальщиков

Фото из личного архива Л.В. Сулиной


2. Photo_2_Svyatki_Razdorskaya_2010.jpg 

Фото 2. Святки Раздорская 2010.

Изображены (слева направо): Садикова Светлана Юрьевна, школьница ст. Раздорской, Попова Александра Дмитриевна, Сулина Лилия Владимировна,  Ерыженская Оксана Евгеньевна в Раздорском этнографическом музее-заповеднике, фотография сделана в ходе показа этнографической программы «Святки» (приход посевальщиков).

Дата съемки: 18.01.2010

Место съемки: Раздорский этнографический музей-заповедник, фотография сделана в ходе показа этнографической программы «Святки», приход посевальщиков

Фото из личного архива Л.В. Сулиной


3. Photo_3_Svyatki_Razdorskaya_2010.jpg 

Фото 3. Святки Раздорская 2010.

Изображены (слева направо): Садикова Светлана Юрьевна, Сулина Лилия Владимировна,  Ерыженская Оксана Евгеньевна и Акимова Наталья Николаевна с младшими школьниками ст. Раздорской в Раздорском этнографическом музее-заповеднике, фотография сделана в ходе показа этнографической программы «Святки» (приход посевальщиков).

Дата съемки: 18.01.2010

Место съемки: Раздорский этнографический музей-заповедник, фотография сделана в ходе показа этнографической программы «Святки», приход посевальщиков

Фото из личного архива Л.В. Сулиной


4. Videoprimer_1_Kalitventseva_2023.mp4

Видеопример 1. Калитвенцева 2023.

Изображена: Калитвенцева Вера Александровна, 1941 г.р.

Дата съемки: 17.07.2023

Место съемки: личное подворье Калитвенцевой В.А., видео сделано в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Власкина Н.А., Гревцова Т.Е., Христианова О.И.

Автор видео: Власкина Н.А.


5. Audioprimer 1_Vo_pole_Razdorskaya_2023.mp3

Аудиопример 1. Во поле Раздорская 2023

Исполнитель: Кульгачёв Владимир Стефанович, 1940 г.р.

Дата записи: 19.07.2023

Место записи: личное подворье Кульгачева В.С., запись сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратель: Гревцова Т.Е.

Автор записи: Гревцова Т.Е.


6. Audioprimer_2_Dobryi_tebe_vecher_Razdorskaya_2023

Аудиопример 2. Добрый тебе вечер Раздорская 2023

Исполнитель: Костина Лариса Петровна, 1964 г.р.

Дата записи: 19.07.2023 

Место записи: личное подворье Поповых С.П. и А.Д., запись сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратель: Власкина Н.А.

Автор записи: Власкина Н.А.




Другие объекты

Есть вопрос?

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Обязательное поле
Недопустимое значение