г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1

+7 (863) 251-66-09 Поиск
> г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1
+7 (863) 251-66-09
назад к реестру ОДНТ

Духоборские утирки (рушники, полотенца)


Название:  Утирки (рушники, полотенца) духоборские.          

Категория: технология традиционных ремесел.

Этнос: русские.

Конфессиональная принадлежность: духоборы (духоборцы, духовные христиане).

Места бытования: села Хлеборобного сельского поселения Целинского района Ростовской области (Хлебодарное, Хлеборобное, Петровка, Васильевка, Тамбовка)

Краткое описание:

       

  Духоборы –  религиозная община рационалистического направления, представители старого русского сектантства. Их учение возникло в середине XVIII века в Екатеринославской и Тамбовской губерниях  в крестьянской среде  на почве противоречий социально-экономической действительности   Российской империи  как протестная акция против духовного со  стороны русской православной церкви и социального гнета. За свои убеждения подвергались  со стороны светских и духовных властей жестоким преследованиям.

         В 1922 году  переселились на Дон из Закавказья. До настоящего времени этноконфессиональная  группа духоборов компактно проживает в Целинском районе Ростовской области, на территории нынешнего Хлеборобского поселения. По национальному признаку относятся к великорусскому населению. В настоящее время в Целинском районе осталось 5 духоборческих сел, жители которых чтут вероучение своей общины и стараются сохранить свою самобытную бытовую культуру, в том числе обычаи, обряды, песенную культуру, пищевые предпочтения,  технологии традиционных ремесел. 

        В бытовой культуре духоборов большую роль играли утирки (рушники, полотенца), при изготовлении которых использовались различные виды ткачества, вышивки, кружевоплетения и т.д., сохранившие свое назначение и технологию производства до настоящего времени.

Развернутое описание: 

       После переселения из Закавказья на Дон у специалистов – историков и этнографов - эта группа населения  стала именоваться целинскими духоборами. Здесь   духоборы сохранили свое вероучение,  в основе которого лежит своеобразное толкование христианской (в том числе православной) традиции.  Духоборы признавали Священное писание, хотя оно не было высшим авторитетом. В основе вероучения лежит постулат о том, что  Христос был простым человеком, исполнившимся «духом Божиим», что оставляло возможность для всякого человека уподобиться  Христу. В 1785 г. екатеринославский епископ Амвросий, внимательно изучив вероучение вновь созданной секты, назвал ее адептов духоборцами, посчитав их учение противным Святому Духу. Духоборцы приняли это название, но с объяснением, что они являются борцами за Святого Духа и борются с властью только духовными средствами,  отвергая в деле веры все видимое и внешнее.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

       Основы нового вероучения  в изустной форме передавались в текстах так называемой «Животной книги» («Книги жизни»). 

      С момента своего  появления  духоборы  подвергались  жесточайшим гонениями со стороны правительства  и православного духовенства. Их секли, ссылали на каторгу, отдавали в солдаты и даже предлагали сжечь, высылали не необжитые территории, чтобы предотвратить распространение учения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

      Так,   император  Александр I выделил им земли на Молочных водах, в малонаселенном Мелитопольском  уезде Таврической губернии,     Николай I  принял решение  переселить духоборов в Закавказье, на почти  безлюдные  территории ,  вошедших в состав России в ходе русско-турецкой войны 1828-1829 гг. (сейчас эти земли   входят в состав Грузии,  Азербайджана и Турции).  На юге  Грузии местом расселения духоборов стали  пограничная с Турцией  горная историко- географическая  область Самцхе- Джавахети (позже Ахалхалакский уезд Тифлисской губернии), куда    между 1841-1845 гг. было переселено около  5000 человек, сотни из которых умерли от тяжелых условий жизни в высокогорье:  холода, голода, малярии, невозможности заниматься хлебопашеством из-за короткого лета, нападения горцев и т.п.                                                                                                                                                                                          

            Несмотря на внешние обстоятельства,  переселенцы основали здесь 10 сел, составивших так называемую Джавахетскую Духоборию, с центром в селе Горелое (Гореловка). Именно здесь окончательно сформировались религиозные каноны и обряды духоборцев, сложилась их  неповторимая бытовая культура. 

         В 1887 г. на духоборов, придерживающихся принципа пацифизма,  распространили всеобщую воинскую повинность. В ответ они  в 1895 г. акцию по сожжению оружия, что привело к жестокой расправе над духоборами, от полного истребления которых спасло только вмешательство Л. Н. Толстого,  выделившего средства  на отъезд духоборов из Грузии в Канаду, где до настоящего времени  сохраняется их община.   Оставшиеся  в Грузии духоборы старались в условиях объективной реальности  событий в России,  в том числе революции  1905-1907 гг., когда была провозглашена свобода совести, сохранить общину как некий особый мир.. По данным  1909 г. в Тифлисской, Елисаветпольской губерниях и в Карской области, проживало около 13 тыс. духоборов. На волне провозглашенной «свободы совести» в 1910 г. вышла в свет  изданная по инициативе В.Д. Бонч-Бруевича «Животная книга духоборов» в серии «Материалы к истории русского сектантства».  

      Важно  отметить, что с началом Первой мировой войны в Кавказском военном округе с 1 августа 1914 г. по февраль 1917 г. не было ни одного случая отказа духоборов от несения военной службы.                  

       После октябрьских событий 1917 г.,   в 1920-е гг. пришедшие к власти в России большевики начали  поиски путей преобразования российского сельского хозяйства и перехода его от индивидуального  к коллективному с 

общественной обработкой земли. Одним из путей создания образцово-показательных хозяйств было использование советской властью с   этой целью  некоторых российских сектантских общин, преимущественно крестьянских и отрицающих  религиозные воззрения официального православия. В этих условиях закавказским духоборам  были предложены для переселения плодородные степные, но  малонаселенные земли Юго-Востока  России.

           Приехавшие в мае 1921 г. для осмотра земель представители духоборческих общин Закавказья  выбрали  целинные земли Западного Коннозаводства Сальского округа Донской области, которые находились  в значительном отдалении от железных дорог и больших населенных пунктов, где жили преимущественно православные.  Всего в период с 1921 по 1925 гг. на Дон переселились  4000 духоборов, которые образовав на территории Хлебодарненского и  Хлеборобского районов  20 земледельческих общин и 2 трудовые артели, открыли молзавод, наметили  большие планы по дальнейшему благоустройству своих поселений: озеленить улицы, проложить дороги между селами, заложить садово-ягодный питомник, построить паровую мельницу, прорыть канал от р. Дон для орошения полей и т.д.   

          Но во второй половине 1920-х гг., когда в стране  шла подготовка сплошной коллективизации сельского хозяйства,    в прессе появились статьи с резкой критикой непонимания сектантами, особенно духоборами, самой идеи создания коллективных хозяйств (они издавна жили общиной), в связи с чем духоборов стали притеснять вплоть до лишения избирательных прав, облагать налогами как православных священнослужителей. 

          В 1926 г. в Уголовном кодексе РСФСР  появилась ныне широко известная 58-я статья,  в п. 58-10 о совершении контрреволюционных преступлений,  дополненная  словами «…за  подобные преступления  с использованием религиозных и национальных предрассудков масс …» и предусматривала наказание от 6 месяцев до расстрела, с конфискацией части или всего имущества, «или объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР». Всех, кто попал под эту статью из числа духоборов и молокан стали называть «КРС» (контрреволюционные сектанты). 

         Постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» от 3 апреля 1929 года усугубило положение духоборов, так как  религиозные объединения были не только лишены прав юридических лиц, им не разрешалось создавать собственные кооперативы и производственные объединения, что подрывало их экономические и производственные устои, основы организации  внутренней жизни. Несогласные попадали под категорию «кулак».

            В июле 1931 г., собрав в клубе  с. Петровка более 100 мужчин-духоборов для, якобы, разговора о создании колхоза и передаче государству молокозавода, сотрудники НКВД разрешили выйти из зала несогласных (а несогласными были все), у выхода  их ждали «воронки».  Духоборов поместили в Богатяновскую тюрьму в Ростове-на-Дону и после скорого «следствия» расстреляли. Жен расстрелянных,  направившихся искать мужей, арестовали и сослали в лагеря – на лесоповалы и «стройки  коммунизма».

            В конце концов, большая часть  духоборцев и молокан  вынуждена была смириться, вступить в колхозы или принудительно работать в колхозах бригадами, которые стали новыми социальными  структурами, в известной мере перекрывшими религиозный принцип организации общин.

           С началом Великой Отечественной войны духоборы, не подвергшиеся репрессиям и получившие малые сроки после ареста, были призваны в армию.

           Во второй половине XX века внимание органов власти к потомкам 

старых ветвей русского сектантства ослабло. С одной стороны, задачи 

восстановления народного хозяйства  отвлекли  их от религиозных обрядов их  предков; с другой - демонстрация религиозности и выполнение обрядов и символических действий  в условиях почти тотального  атеизма не были безопасными. 

            Всё вышеприведенное, казалось бы, должно были отрицательно сказаться на сохранении вероучения духоборов и их самобытной культуры. Но, чем сложнее были жизненные обстоятельства, тем сильнее было стремление духоборов  сохранить  и передать последующим поколениям свою духовность и самобытность. Этому способствовало и то обстоятельство, что в духоборческие села Целинского района переселилась, часть  остававшихся  духоборов из Богдановского (ныне  Ниноцминдского    района Грузии (Джавахетия).                                                                                                                                                                                                                                        

            В  ходе работы с информаторами –духоборцами  выяснено, что в их бытовой культуре большую роль до настоящего времени играют  утирки  ( рушники, полотенца) духоборские, сохранившие не только  свое значение в жизни духоборцев, но и  технологию их производства.

             Для духоборцев утирка (рушник, полотенце) имеет особый сакральный смысл. Под пение псалмов и песен духоборки  издавна «расшивали» утирки, вкладывая в них всю свою веру, душу и любовь к Богу. Вот поэтому они считались оберегом семьи. Утирки бережно сохранялись в течение жизни, передавались по наследству и широко использовались в быту, обычаях и обрядах. Праздничные утирки считались оберегами семьи и были в каждом духоборческом доме.  Это во многом связано с тем, что мать всегда старалась приготовить для приданого дочери самые красивые праздничные утирки и рушники. В старину по утиркам  можно было с легкостью  определить достаток семьи.

         Ими украшались дома (утирки стеновые) по особым случаям: во
время важных застолий по случаю сватовства, свадьбы, рождения детей, в дни больших христианских праздников,  при подготовке дома для совершения молений – поклонений, в случае  тяжелой болезни кого-то из членов семьи. Утирками украшали имеющиеся в каждом доме портреты и особо почитаемых    руководителей духоборцев (П.П. Веригина-Чистякова, Л.В. Калмыковой) и родственников.       

        Особую роль играли утирки стеновые печальные   в похоронной обрядности. Ими закрывали зеркала в доме в случае смерти члена семьи сроком на   шесть недель и клали на гроб умершего.  Повседневными утирками всегда застилали стол, поверх скатерти по
всему периметру для «певчих» во время похоронного обряда.

        Утирки в зависимости от назначения отличались технологией   изготовления и имели разные по значимости элементы украшений.
Духоборская «праздничная» утирка включает в себя следующие элементы:
- хлопчатобумажное полотно, по концам которого расположены вышитые гладью или крестом или домотканые вставки с различными славянскими орнаментами, называемые выкладами; 

-прошвы, яркие цветные ленты (голосей, шелк)  в два или три
ряда и кружево ручной работы.

         При общем наборе необходимых элементов   их применение могло варьироваться в зависимости от предназначения утирки. Так,  утирки, которые вешали на портреты руководителей духоборцев и родственников
отличались отсутствием красочных выкладов, но поле полотна часто расшивалось различными видами орнамента. Печальные (связанные с похоронной обрядностью) утирки имели отличительную особенность – их украшали полосой вышивки шерстяными нитями яркой окраски, выполненной по черному или темно-коричневому плису (хлопчатобумажному бархату) с изображением пышных цветков. У рушников, изготовленных их хлопчатобумажного или льняного полотна,  которые во время обедов по особым случаям в жизни духоборцев
стелили  поверх скатертей по периметру стола, не было выкладов и 
могли отсутствовать ленты, но имелась вышивка по всему полю.

       При определении датировки и предназначения утирки следует иметь ввиду, что во время войны и особенно после нее рушники с изображением славянского орнамента (солярные знаки),  похожего на немецкую свастику , попали под запрет. 

       Следует также отметить, что для соблюдения традиционной технологии изготовления утирок, после переезда на Дон, отдельные их элементы: ленты, кружева и выклады  с орнаментами частично доставлялись в Целинский район из Грузии, а здесь уже сшивались в единую утирку.


Предметы, связанные с объектом:

        Изготовление праздничных утирок с вышитыми выкладами требует большой  предварительной подготовки.

-Ткань  для выкладов. Выбор ткани для выкладов осуществляется  по размеру, составу, цветовому решению «поля» в соответствии с выбранным рисунком и его цветовым решением.

-Шерстяная пряжа домашнего производства, тонкая, ровная и прочная для вышивки выкладов, изготовленная из шерсти  домашних овец породы «русские» и, позже, мулине.  Особо выделялось производство  «гаруса» -  тонкопряженных нитей из шерсти молодых ягнят особых длиннорунных пород. Были  местные мастерицы, которые изготавливали  тонкую шерстяную пряжу и вышивки шерстяными нитями для элементов утирок.  В с. Васильевка и с. Успенье такими мастерицами в советские годы являлись Кабатова Мария, Гончарова Малаша и Жмаева Анна.         С середины 1990 –х годов Юрицина Пелагея и Колосова Татьяна -  потомственная искусная мастерица по изготовлению шерстяной пряжи из шерсти своих домашних овец  породы «русские» на прялках –роготульках  и веретенах,  окрашивали её в разные цвета и оттенки бережно сохранившимися старинными закавказскими красками еще «царских» времен.

-Иглы для вышивки  подбирались по длине,  ширине игольного ушка, заточке острия. 

-Пяльцы. Подбирались по размеру и плотности натяжения.
        Важно отметить, что в подборе  компонентов  для дальнейшего изготовления утирок использовались, как правило, не покупные, а произведенные в домашних условиях материалы.  

        Изготовление праздничных утирок с вышитыми выкладами требует большой предварительной подготовки. Это и изготовление, и подбор нитей в необходимом количестве, ассортименте по цветовой гамме и оттенкам. Без правильной разметки поля и нанесения всех элементов рисунка
приступать к вышивке нельзя. После завершения подготовительного этапа
необходимо подобрать нити всех все необходимых цветов к рисунку, а затем 

приступать к вышивке. 

        Необходимо заметить, что девочек с раннего возраста учили различным видам вышивки и кружевоплетения – сначала «в пригляд», используя в подготовке, например,  ниток. В С 10-11 лет девочки начинали самостоятельно  вышивать  детали будущих утирок,  готовя утирки для приданого.
Техники/Технологии, связанные с объектом:  

        Одним из самых важных и сложных по  технологии производства был процесс изготовления выкладов – вставок на концах утирок.

       Изначально хлопчатобумажное полотно к выкладам изготавливали на ручных ткацких станках в технике бранного ткачества (процесс ткачества назывался «верстать»).

        После переселения на Дон процесс производства полотна для выкладов сохранялся в довоенные годы,  после войны большая часть вставок привозилась на Дон из Грузии (с. Гореловка), где жили основные ткачихи- мастерицы Сара Астафурова и Малаша Гончарова.
        В 1970-80-е гг. орнаменты красками на выкладках (вставках) для утирок рисовал  мастер – Уткин Григорий (с. Ефремовка, Грузия)). Краски разводил желтком и наносил на ткань. В орнаменте чаще всего присутствует роза, которую духоборы считают символом жизни и любви.       

      После завершения подготовительного этапа, связанного с подбором материалов, рисунков по  цветовой гамме и оттенкам можно приступать к производству изделий.

       Вначале производится разметка поля и нанесение всех элементов рисунка для выкладов,  подбираются  все необходимые материалы и приступают к вышивке, используя различные технологии (гладь, рококо, стебельчатый шов и др.). 

       После завершения вышивки  края выкладов  обрабатывают,  выклады отпаривают через марлевый проутюжник, смоченный в легком растворе хозяйственного мыла производства СССР и просушивают.

       Затем приступают к следующему этапу работы. При подборе полотна важно учесть не только его волокнистый состав, но и правильно
рассчитать размеры по ширине вышитых выкладов, а также длине с учетом общей  длины утирки в готовом виде, с расчетом на усадку, Края полотна  обрабатывают  по  периметру швом «в подгиб» с закрытым срезом. Края полотна могут также быть вышитыми. Рисунок вышивки может выполняться, по предварительной разметке  нитями мулине, гарусом или шелком, но  при выборе  орнамента, плотности вышивки, толщины  нитей, цветового решения  необходимо обязательно учитывать плотность полотна, обогащать изделие,
наполнять его смыслом и сочетать со всеми элементами утирки.
        Подбор лент должен осуществляться с учетом усадки по ширине и длине
выкладов, гармонично сочетающихся по цветовому решению и очередности
соединения между собой сложным декоративным швом и, обязательно, в
соответствии с цветовым решением выкладов. Ленты должны оттенять и
подчеркивать цветность вышивки на выкладах.
      При подборе вставки (между вышитыми выкладами и лентами) и завершающими  края  утирки кружевами должно быть соответствие по оттенку цвета с соблюдением единства смысловой композиции изделия. 

      Все элементы будущей утирки  исполняются  отдельно, включая стирку, глажение, обработку срезов по периметру. И уже в готовом виде последовательно соединяются с выкладами, а затем выклады
сшивают с полотном.

       Изредка в качестве дополнительной отделки для соединения выкладов с полотном использовались декоративные узкие,  тканные из гаруса вставки.

          На подбор нужных элементов по всем параметрам и требуемому ассортименту, согласно задумке мастерицы,   изготовление праздничной утирки  может потребоваться не один год. 

        Хранение готовых утирок требует тоже особых условий, а уход -навыков.

        Сегодня они не только бережно хранятся потомками духоборцев, но ими продолжают украшать дома по таким христианским праздникам, как, например, Рождество Христово, Благовещение, Светлое Христово Воскресение (вместе с пасхальными куличами и крашеными яйцами), Троица, день св. Петра и Павла, Рождество, Покров и Успение Пресвятой Богородицы, день св. Николая Чудотворца.
      В настоящее время технология изготовления духоборских утирок не утеряна. Их изготавливает семья Юрициных (уроженцы с. Васильева, сейчас проживают в  Сальском районе).), используя старинные рисунки и техники изготовления. 

 Способы и формы передачи традиции: 

       В данном случае речь идет о передаче традиционных технологий, которые построены на объяснительно-иллюстративном способе обучения, передаче визуальной информации.      

        В рамках передачи нематериального культурного наследия в качестве проводника ценностей можно рассматривать присущие этносу или субэтносу  традиционные религиозные воззрения. 

        В этой связи следует отметить, что, помимо передачи технологий  изготовления и хранения утирок по семейной линии,   в 1991 г. в с. Хлебодарное состоялся I съезд духоборов России. С этого времени в Целинском районе стали проводить Дни духоборческой культуры, В  1995 г. по инициативе администрации с. Хлебодарное  в   Доме культуры села  открыли Музейную комнату (по сути единственный в своем роде музей  истории и культуре духоборов в РФ), в экспозиции которого представлены утирки как привезенные из Закавказья, так и изготовленные на  Дону.  

       С целью передачи технологии изготовления утирок в Доме культуры открыли кружки рукоделия для девочек, где обучают различным видам ручной вышивки, кружевоплетения, проводят мастер-классы с носителями технологии.

         В 2021 году в Целинском районе Ростовской области началась реализация культурно-исторического проекта  «Донские духоборцы: уникальный этнокультурный мир», призванного сохранить для следующих поколений традиции духоборцев, их быт и культуру.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
      В рамках проекта, работниками культуры района проводятся  мероприятия по изучению культуры донских духоборцев, в том числе истории и технологии изготовления утирок (рушников).


Справочная информация:

История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.):

       Первые сведения об использовании утирок в  бытовой культуре  и религиозной обрядности духоборов можно почерпнуть  из литературных и  графических произведений известного  русского художника Верещагина Василия Васильевича (1842 – 1904), который после окончания в 1863 г. Академии художеств в С.-Петербурге  отправился на Кавказ в творческую командировку с целью знакомства с жизнью закавказских народов. В ходе  поездки он посетил с. Славянка в Карской области Российской империи (ныне Кедобекский район Азербайджана), где с 1840-х гг. проживали духоборы. В написанном  художником  очерки «Духоборы» читаем: 

«Дома у духоборов совершенно те же, что и по всей южной России: снаружи резьба, полотенца  [здесь – резные архитектурные детали], коньки со всадниками, петушки и тому подобные украшения. Внутри дома чрезвычайно опрятно, стены чисто выбелены и иногда позавешены чем бог послал: полотенцами, узорными бумажками, лубочными картинками».  Интерьер дома, где проходили молитвенные собрания духоборов, Верещагин запечатлел в графической работе «Духоборы на молитве», где рядом с окном изображены висящие на специальных колышках на стенах полотенца с узорчатыми концами (рисунок  был представлен в Париже в рамках одной из наиболее престижных художественных выставок Франции – Парижском салоне).

     В 1990-1993 гг.   Целинском районе работали историко-бытовые экспедиции Ростовского областного музея краеведения с целью сбора материалов  по теме «Бытовая культура и религиозные воззрения духоборов».  В ходе экспедиций  в селах Петровка, Васильевка, Тамбова, Хлебодарное, Хлеборобное) было собрано более 500 предметов материальной и духовной культуры духоборов, в том числе более 20 утирок разного назначения, зафиксировано их бытование на момент проведения экспедиций. Выявлено, что яркой отличительной чертой как повседневного, так и особенно праздничного убранства жилищ является широкое использование так называемых стеновых утирок – особым способом изготовленных и украшенных полосами браного ткачества, вышивкой, лентами, кружевом как ручной работы, так и машинного производства. Их вешали на портреты вождей, зеркала, перекидывали через карнизы над окнами, веревочки, натянутые вдоль стен. В такие дни как похороны, свадьбы, когда дом особо пышно украшали, для большего впечатления  можно было позаимствовать  утирки взаймы у соседей, родственников, близких друзей.  Утирки духоборческие вошли в состав коллекций основного фонда музея  под № РОМК КП 18954 и, соответственно, в Государственный  музейный фонд РФ, Государственный электронный каталог музейного фонда РФ. 

       В 2000-е гг. утирки были представлены на выставках «Хоровод над Доном», «Дон – наш общий дом», «Наши соседи – духоборы»,  «Куда плывет плакун- трава»,  «Мы люди, именуемые духоборы» (к 120-летию переселения духоборов на Дон), подготовленных Ростовским областным музеем краеведения.  

     В 2013 г. духобор с. Гореловка, Ниноцминдского района Грузии, где в 2008 г. был создан музей-заповедник духоборческой культуры,  Н.К. Сухоруков, говоря о сохранившейся технологии традиционных ремесел при изготовлении утирок, отмечал: «Вышивали девушки утирочки до замужества. На ткани они выкладывали свою судьбу, так что парень не только ее красоту видел, но и ее настроение, внутренний мир. Вот этот знак «перуница», а вот квадрат – символ земли и плодородия. Этот знак – «окутаю любовью», этот – «помогу реализовать себя». Эти знаки имеют дохристианские корни».    

     Результаты историко-бытовых экспедиций  Ростовского областного музея краеведения и Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (г. Ростов-на-Дону) в   Целинский район Ростовской области в 1990-2000-е гг. - записи информаторов и собранные свидетельства о сохранившихся элементах материальной и духовной культуры  духоборов (сбор материалов проводился в с.с. Петровка, Васильевка, Хлебодарное, Хлеборобное, Тамбовка),  их сравнение  с данными,  изложенными в научных трудах  В.Д. Бонч-Бруевича, А.И. Клибанова, Н.М. Никольского  и др. можно сделать вывод, что   целинские духоборы, не являясь на сегодняшний день оформленной религиозной общиной, сохранила в той или иной степени вероучения и этические понятия, обычаи, обряды, элементы традиционного костюма, традиционные ремесла и т.п., основанные  на богатейших традициях русской культуры, но впитавшая в себя элементы культур этносов, которые первоначально  восприняли идеи духоборчества (община изначально   формировалась по принципу веры, а не национальной принадлежности).                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Источники (интервью):
Информация была получена в 2021- 2023 гг.

Информаторы:
1.Борисова (Ивина) Людмила Ивановна,  1939г. р., род. в хут. Петровка Целинского района Ростовской области (проживает в с. Хлебодарное.
2. Тамилина Ирина Владимировна, уроженка с.Родионовка (Грузия),
потомственная духоборка, проживающая с конца 90-х годов в п.Мирном
Клетнянского района Брянской области.
3.Фещенко Татьяна Андреевна, заведующая библиотекой села Хлебодарное,
проживает с. Хлебодарное Целинского района Ростовской области.
4. Юрицина Татьяна Георгиевна,  1983г. р., род. в с. Васильевка Целинского района Ростовской области (с 2010 г. проживает в СНТ «Бровки» Сальского района Ростовской  области).
5.Юрицина Пелагея Михайловна 1948г. р., род. в с. Васильевка Целинского района Ростовской области (с 2010г. проживает в СНТ «Бровки» Сальского района Ростовской области).

Литература.

1.Верещагин В.В. Повести. Очерки. Воспоминания. /Составители и примечания В.А. Кошелева и А.В. Чернова- М., Советская Россия. 1990 г.

2. Абрамова Т.Н. Религиозные верования и обряды духоборов (поматериалам экспедиции РОМК в Целинский район Ростовской области, август 1990 г.). Сб. «Известия РОМК». Вып. 7, Ростов-на-Дону, издание Ростовского областного музея краеведения,  1997 г.

3. Абрамова Т.Н. «Животная книга» духоборцев и проблемы народного христианства. Сб. «Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе». Ростов н/Д, изд. Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова,  2000 г.

4. Абрамова Т.Н. Бытовая культура донских духоборов (по материалам историко-бытовых экспедиций Ростовского областного музея краеведения в Целинский район Ростовской области). Сб. «Известия РОМК». Вып 11, 2004 г. Ростов н/Д, ЗАО «Книга»,  2004 г.

5. О. Алленова. Как живется в Грузии русским духоборамю ж. «Коммерсантъ Власть» № 48, 09.12.2013 г.

6. Абрамова Т.Н. К вопросу о культурно-исторической значимости коллекции полотенец конца  XIX -  начала XXI веков из собрания Ростовского областного музея краеведения. Сб. «Известия РОМК», вып. 20, 2015 г. Ростов н/Д, изд. ООО «Альтаир», г. Ростов н/Д., 2015 г.

Современное состояние объекта.

      Помимо широкого использования в бытовой культуре, обычаях и обрядах в домах  духоборов в соответствии с вероучительной традицией, семья Юрициных продолжает изготавливать утирки по  традиционной технологи.  Только за  последние  годы  были  изготовлены  5 праздничных утирок с вышитыми выкладами  (три из них вышиты шерстяными нитями и две -  мулине),  начата  вышивка выкладов к 6 утирке. Еще 8 изделий  реставрированы ими и собраны из готовых и частично готовых элементов. 

     Праздничные утирки  сегодня также используют  при проведении
мероприятий в районном музее истории района МБУК «Целинский РДК», в СДК и библиотеке села Хлебодарное, образовательных учреждениях Хлеборобного сельского поселения Целинского района Ростовской области.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры.
    Духоборские утирки используются работниками культуры района во время
проведения праздничных мероприятий различного уровня (День села, юбилей  переселения из Закавказья, районный фестиваль «Народов Дона дружная семья», праздники Масленицы и Троицы и другие).
    В рамках проведения мероприятий к 100-летию переселения духоборцев из
Закавказья на Дон, с 2021года по настоящее время проводятся экскурсии и
выставки духоборских утирок. За это время выставки и экскурсии посетили более 2000 человек. 

      В мае 2022года целинские духоборцы принимали участие в Международном фестивале «Шолоховская весна» в станице Вешенской, где были представлены духоборские утирки, в 2023 году аналогичная выставка   состоялась на областном празднике Масленицы в г.Азове
Ростовской области. 12 июля 2023 года состоялась встреча в формате круглого стола по обмену опытом сохранения духоборской культуры в МБУК СР «РДК» г.Сальск https://vk.com/salskgdk

    Материалы о мероприятиях, связанных с представлением утирок духоборских  размещаются в сети Интернет и районной газете.

Авторы/Составители:

1.Суркова Марина Леонидовна, заведующий структурным подразделением Музей  истории МБУК «Целинский РДК».
2. Юрицина Татьяна Георгиевна, заведующий отделом культурно-досуговой
деятельности Дворца культуры Сальского городского поселения Ростовской
области.
Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы:
аудио и видео материалы
Экскурсия «Духоборские утирки (рушники)».
Зав. музеем истории МБУК «Целинский РДК» Суркова Марина Леонидовна
рассказывает об истории и технологии изготовления утирок (рушников).
Запись МБУК «Целинский РДК», Сальский государственный музей имени
народного художника В.К.Нечитайло, г.Сальск Ростовской области,14 февраля 2023года
https://vk.com/donduhobor?w=wall-213262879_33

Фотографии
1.Выставка духоборских утирок.
Портнова Татьяна Викторовна, Суркова Марина Леонидовна, Усенко Ирина
Анатольевна представляют духоборскую культуру на передвижной выставке в Сальском государственном художественном музее имени народного художника В.Г.Нечитайло.
Фото Калмыкова Елизавета 14.02. 2023года г.Сальск Ростовской области.
https://vk.com/donduhobor?w=wall-213262879_45
2. Фотографии духоборких утирок, которые в настоящее время изготавливают,сохраняют и реставрируют потомственные духоборки Юрицина Пелагея Михайловна с дочерью Юрициной Татьяной Георгиевной.
Фото: Юрицина Татьяна Георгиевна, Ростовской область,2023год.

Другие объекты

Есть вопрос?

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Обязательное поле
Недопустимое значение