г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1

+7 (863) 251-66-09 Поиск
> г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1
+7 (863) 251-66-09
назад к реестру ОДНТ

Технология изготовления донской казачьей нагайки в Константиновском районе


Технология изготовления донской казачьей нагайки в Константиновском районе


Категория: Традиционные технологии/Техника / Технологии традиционных ремесла

Этническая принадлежность: русские, донские казаки

Языковая принадлежность: Русский язык, южнорусское наречие, донская группа говоров

Конфессиональная принадлежность: православие

Место бытования: г. Константиновск Константиновский район Ростовской области

Населенный пункт: г. Константиновск

 Субъект РФ: Ростовская область

 Географические координаты: 47°35′00″ с. ш. 41°06′00″ в. д.

 Краткое описание ОНКН:

Традиция изготовления различного вида плетей на территории Ростовской области уходит корнями в кочевой быт древних и средневековых племен. Скотоводами и коневодами были и ранние казачьи образования, существовавшие на Дону в эпоху позднего средневековья. Основной принадлежностью всадника являлась плеть или канчуга, которая в разных вариантах бытовала в казачьей среде в прошлом. Плеть изготавливалась как бытовой предмет, который имел широкое функциональное значение в культуре и жизни казаков. Казачья нагайка представляет собой короткую, толстую, круглую ременную плеть, без спуска, в одну толщину.

Развернутое описание ОНКН:

Технология изготовления казачьей нагайки (плети) представляет собой совокупность нескольких операций, последовательность которых определяется наличием основных элементов нагайки. Нагайка или плеть (кам(н)чуг) состоит из: а) плетенки, б) деревянной рукоятки; в) ремешка, оплетающего рукоятку; г) петли для надевания на руку и д) плечевого ремня.

Отсюда проистекают и основные операции в технологии изготовлении нагайки. Во-первых, это изготовление плетенки, во-вторых, деревянной рукояти, в-третьих, ремешка, оплетающего рукоять, в-пятых, петли для надевания на руку, и как добавочный элемент, который использовался вооруженными всадниками, это изготовление плечевого ремня.

Технологический процесс представленный в Константиновском районе выглядит следующим образом. 

1) изготовление деревянной рукоятки, используют донской традиционный материал – древесину фруктовых деревьев: абрикоса, яблони, вишни, груши. Из «не фруктовых» можно выбрать особо прочные и дающие красивую фактуру: акацию, лох серебристый, карагач. Длина рукояти донской нагайки равна расстоянию от кончика локтя и до середины кисти, а длина плети равна длине рукояти, умноженной на 1,5. Перед началом оплетки в рукояти необходимо просверлить два отверстия: в начале рукояти и в центре. Отверстия должны располагаться перпендикулярно друг другу.

Как правило, мастер в работе использует «простую» круглую рукоять диаметром от 30 до 35 мм, сужающуюся книзу до 25 мм.

2) изготовление и прикрепление ремешка, оплетающего рукоять. Перед оплеткой место хвата необходимо обработать – срезать ножом, уменьшив диаметр рукояти на величину, равную суммарной толщине используемых ремешков. В центральном отверстии будет закреплен темляк (петля), верхнее отверстие служит для закрепления укрепа и соединения всех частей нагайки. Для более прочного соприкосновения руки с рукоятью поверхность хвата необходимо оплести кожей.

Достаточно прочный и красивый способ оплетки хвата – «косичкой» (змейкой). Взять лоскут кожи (7х45см). Отступив от края 1-2 см. необходимо разрезать лоскут по длине на равномерные полоски. Должны получиться 8-12 полосок на одном основании. Затем закрепить основание лоскута вокруг ручки нагайки и зажать в тисках. Полоски кожи разделить на 2 части и плести «косичкой». По окончанию плетения закрепить концы кожаных ремешков по окружности декоративными гвоздиками, оставшиеся концы отрезать.

Из толстой и крепкой кожи вырезать укреп – соединительное устройство для крепления рукояти с плетью (полоска из сыромятной кожи). Ширина укрепа должна соответствовать ширине ручки нагайки. В укрепе просверлить параллельно в два ряда 8-10 дырочек.

3) Изготовление плетенки. Для изготовления плетенки, как правило, используется качественная говяжья кожа – толстая и эластичная.

Исстари в Константиновском районе, по словам местных шорников, кожу для изготовления нагайки пропитывали дегтем или гусиным жиром. Сейчас используют касторовое масло. Держать в руках такую плеть не очень приятно, но если сыромятную кожу не пропитывать, то через некоторое время она высыхает, становится жесткой и ломается. Если постоянно не пропитывать плетенку касторовым маслом (дегтем), то сыромятный витень (основа плети) через некоторое время высыхает и разрушается.

Способы плетения – любые. Количество полос для плетения варьируется от 6 до 12. Чем больше полос, тем плеть плотнее и прочнее. Сначала нужно изготовить основу – витень. Витень – сердцевина нагайки. Изготавливается из кожаных полосок шириной 5 мм разной длины (от 30 до 60 см.). 8-9 полосок стянуть капроновой нитью. За счет разной длины полосок один конец витеня толстый, другой – тонкий. Далее вокруг витеня косичкой плетется сарвень из 8 лент. Сарвень (оплетка витеня) изготавливается из полоски кожи длинной до 90 см и шириной 5-6 см. Отступив от края 9 см. с помощью линейки и сапожного ножа нарезать 8 одинаковых полосок. Получается 8 полосок на одном основании. Стандартная качественная нагайка плетется, как правило, на 8 полосах. Усиление нагайки до 10,12,14 полос дает эффект прочности и эстетичности, но повышает сложность плетения и затраты времени. Витень вложить в середину сарвеня, зажать в тисках и оплести «косичкой». Плеть заканчивается шлепком в форме капельки или трапеции, сшитым из двух половинок кожи. Для этого из плотной и толстой кожи вырезать 2 одинаковые детали (в форме капельки или трапеции). 4 полосками кожи, оставшимися на конце плети, детали шлепка закрепить и зашнуровать. В декоративные нагайки, предназначенные для украшения интерьера дома, а также для упражнения в меткости удара по мишеням, внутрь шлепка или узла помещается кусочек свинца. Если нагайка используется для управления лошадью, то шлепок или не делается, или изготавливается в виде лоскута.

Для дальнейшего соединения рукояти с плетью на конце тела нагайки крепится зацеп. Зацеп представляет собой соединительное кольцо, которое за ременную петлю прикрепляется к стволу рукояти и для красоты обрамляется бахромой из кожи – махрой.

Из лоскута кожи вырезаются 2 кожаных флажка – долонь. Все заготовленные детали нагайки – рукоять, долонь, укреп и плеть с зацепом соединить длинным кожаным ремнем. 

Темляк (кожаный ремешок длинной 40 см.) закрепить в середине рукояти нагайки, где предварительно было просверлено отверстие. Ремешок продеть сквозь просверленное отверстие, и две его половинки на конце закрепить «узелком» или «косичкой».

ИСТОРИЧЕСКОЕ БЫТОВАНИЕ

Изготовление различных кнутов и плетей на территории Ростовской области имеет старинную традицию, поскольку степи Подонья населялись кочевыми народами. Наличие табунов и набегового промысла у донских казаков предполагает и наличие инструментов управления конем. 

Гравюры XVIII – XIX вв. содержат изображение нагаек у донских казаков, которые не отличаются от известных образцов степных нагаек евразийских кочевников. Обычно технология изготовления нагайки была проста, к деревянной рукоятке, которую делали из твердой породы древесины, прикрепляли плетенку и петлю для надевания на руку. В этнографическом описании И.Г. Георги 1799 г. говорится, что «для понуждения лошади к скорейшему бегу, вместо шпор, имеют они (казаки) плети или канчуги, оные так же некоторым образом могут причесться и к оружию; ибо часто казаки, находя безоружного неприятеля, изрядно потчивают канчугами своими так, что нередко от побоев сих терпят не менее ран легких сабельных. Канчуги таковые сделаны или лучше сказать, сплетены из многих разрезанных ремней и бывают толщиною в большой перст, а длиною около аршина, на деревянной рукоятке в поларшина». Данное подробное описание строения и изготовления нагайки (плетки, канчуги), является наиболее ранним из имеющихся. 

После 1835 г. начинается этап регламентации казачьего быта, который привел к тому, что уже в середине XIX века появляются предписания для конского снаряжения, (в 60-х годах появляется понятие общеказачьей нагайки, а в 1885 году появился приказ об изъятии шпор в казачьих полках и замене шпор нагайкой), в1895 году в связи с введением в казачьих войсках нового снаряжения, которое изготовляется в военно-ремесленных школах и частными шорниками, согласно утвержденному образцу. 

Согласно Приказу по Военному ведомству №125 от 27 мая 1895 г нагайка состояла из: а) плетенки, б) деревянной рукоятки, в) ремешка, оплетающего рукоятку, г) петли для надевания на руку и д) плечевого ремня.

Плетенка делается из двух сыромятных ремней, шириною около 1/2 вершка разрезанных на узкие полоски, сплетая их между собою для образования плетенки 1/4 верш. в диаметре. Неразрезанные концы этих ремней, сложенные вместе, служат для прикрепления плетенки к рукоятке сыромятным ремешком, около 1/8 верш. толщиною и такой длины, чтобы он, привязав 9 оборотами плетенку к рукоятке, имел бы свободный конец, достаточный для обматывания всей рукоятки до петли, надеваемой на руку. Рукоятка березовая, или другого какого-либо твердого дерева, делается в 1/4 верш. толщиною и около 10 верш.  длиною. На противоположном конце рукоятки, на 1 1/2 верш. от конца, сквозь отверстие, просверленное в дереве, продевается сыромятный ремешок, около 1/8 верш. ширины и около 8 верш. длины, концы коего связываются и образуют петлю для надевания на руку всадника. Плечевой ремень сыромятной кожи, длиною около 2 арш. 8 верш. и шириною — 3/16 - 1/4 верш. одним концом, посредством сделанного на нём разреза, скрепляется с петлей, надеваемой на руку; другой конец ремня складывается вдвое и связывается с ремнем плоским узлом, на расстоянии 6 верш., от другого конца, привязанного к рукоятке, образуя таким образом петлю, длиною около 1 арш., которая надевается на плечо всадника.

В Константиновской станице в 1895 г. была открыта военно-ремесленная школа, в которой обучали шорному ремеслу, выпускники которой изготавливали нагайки согласно представленному приказу. 

При этом всегда оставались варианты самостоятельного изготовления нагаек, образцы которых можно видеть в музеях станицы Раздорской и Новочеркасска, а также в частных коллекциях и даже в современном быту пастухов и коне владельцев, как, например, в х. Кастырский Константиновского района.

 ПРЕДМЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОНКН

Для изготовления донской казачьей нагайки необходимы следующие предметы и инструменты: тиски, сапожный нож, ножницы, шило-петля, пробой, дрель, молоток, линейка, капроновая нить. А также материалы:

  1. Кожаные ремешки 10х3х1250мм (7 шт.).

  2. Лоскут кожи 50х120х3мм (1 шт.).

  3. Лоскут кожи 300х120х2мм (1 шт.).

  4. Кольцо стальное (1 шт.).

  5. Черенок деревянный (1 шт.).

  6. Пуля свинцовая 12-й калибр (1 шт.).

  7. Лоскут кожи 150х900х3мм (1 шт.).

  8. Ремень кожаный 2х600мм (1 шт.).

  9. Медные гвоздики со шляпкой (10 шт.).

Техники и технологии, связанные с объектом

Технология плетения нагаек в Константиновском районе представлена изделиями, прежде всего, мастера декоративно-прикладного творчества В. Чижа. В Константиновске он является основным шорником, ремонтирует конскую упряжь, делает кнуты, нагайки. Мастерством он овладел самостоятельно, перенимал секреты производства от знакомых шорников и пастухов. Мастер представляет свои изделия на различных областных выставках и фестивалях, старается передать свое мастерство подрастающему поколению, проводит мастер-классы. Но желающих осваивать мастерство пока нет. 

Ценность технологии заключается в том, что шорное ремесло остается востребованным в Константиновском и соседних районах, и области. Сохраняются навыки работы с кожей, а изготовление нагаек высоко востребовано именно в казачьей культуре, где нагайка в современном казачьем обществе используется и как символ казачества и при обрядах избрания атамана общества, а также в сохраняемых элементах традиционной культуры донских казаков (свадебный обряд, обряд посажения на коня, состязательная практика, воспитательная и символическая функция нагайки).

Основным способом передачи шорного ремесла остается прямое научение. Ряд любителей осваивают мастерство и изготавливают нагайки, принимая за образцы современные формы предмета или нагайки соседних народов.

В настоящее время объект существует как в аутентичной форме бытования (например, хутор Кастырский Константиновского района, где нагайка изготавливается по необходимости использования ее в быту или обряде), так и специфической форме, ориентированной на шорное искусство, на декоративно-прикладное использование предмета в быту, чем и занимается мастер В.Чиж, развивая технологию, внося в нее новые элементы в виде специфических (зачастую не традиционных для донского диалекта терминов), использования декоративных узлов и способов плетения.

Этнологический аспект.

Донская нагайка, с характерным кольцевым соединением, воспринимается в неказачьей среде как необходимый символический атрибут «казачества», в казачьей же среде нагайка несет определенные черты и выполняет, как указывалось выше, необходимые обрядовые и инструментальные функции. Так, нагайка («державо») является атрибутом свадебной обрядности, ею вооружался мальчик, охраняющий место возле невесты, нагайкой командовал запевала в храбром поезде, нагайками одаривали родители невесты жениха и дружка, когда они на утро приходили благодарить родителей невесты, нагайка выражала власть отца в семействе, служила средством наказания, украшенная серебром нагайка демонстрировал статус владельца; нагайками всадники устраивали состязание, пытались сбить друг друга с коня, или с места, если дрались пешие; нагайка использовались маленькими казачатами, на состязаниях вместо шашки, они на скаку или бегу сбивали ею соломенные мишени. 

 Способы и формы передачи объекта

Чиж В.Д. проводит большую работу по изучению и пропаганде традиций шорного ремесла донских казаков и является подвижником в деле сохранения и развития нематериального культурного наследия Ростовской области. На базе его работ и с непосредственным его участием подготовлено методическое пособие по изготовлению донской казачьей нагайки, видео материал об изготовлении донской казачьей нагайки. Ежегодно участвуя в фестивалях и выставках народного творчества, Валерий Чиж пропагандирует и популяризирует традиционную донскую культуру, ремесло донских казаков.

Он ежегодно выставляет свои работы на фестивале казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого» в станице Старочеркасской, принимает участие в мероприятиях, проводимых Ростовским областным домом народного творчества, таких как: областной литературно-фольклорный фестиваль «Шолоховская весна» (станица Вешенская), областной фестиваль на родине А.В. Калинина «Калининское лето» (станица Пухляковская), фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого»  (станица Старочеркасская), выставка «Дон мастеровой» в рамках открытия Года народного творчества в Ростовской области (город Ростов-на-Дону). В начале июня 2022 года В.Д. Чиж побывал на торжественном мероприятии, посвященном 350-летию со дня рождения Петра I, которое проходило в  станице Старочеркасской. Мастер-шорник принял участие в выставках народного творчества и показал мастер-класс по изготовлению казачьей нагайки. 

Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации

Носителем, исполнителем и хранителем Объекта является Валерий Дмитриевич Чиж – мастер декоративно-прикладного творчества, шорник.

Адрес проживания: Ростовская область, г. Константиновск, ул. Ленина, д. 55.

Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации

Ответственная организация – Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Константиновский районный дом культуры».

Адрес организации: Ростовская область, г. Константиновск, ул. 25 Октября, д. 52.

История выявления и фиксации объекта.

Технология изготовления донской казачьей нагайки была зафиксирована в пособии отставного урядника Войска Донского Федора Гавриловича Устинова, который держал в Новочеркасске шорную мастерскую, обучал учеников в 1886 г. в военно-ремесленных школ. Им также были написано пособие по шорному делу (1890 и 1902 гг), где приводится технология создания донской казачьей нагайки. На основе этого пособия происходило и обучение учеников в военно-ремесленных школах, одна из которых было открыто в Константиновской станице в 1895 г. Одним из учеников этой школы Г. Поповым велись подробные записи. Технология изготовления донской казачьей нагайки в исполнении В.Чижа зафиксирована в материалах экспедиции 2023 г. организованной Областным домом народного творчества в Константиновский район.

Источники информации об объекте

Георги И.Г. Описание всех в Российском Государстве обитающих народов. СПб., 1799.

Систематический сборник приказов по военному ведомству и циркуляров Главного Штаба за время с 1 января 1869 г. по 1 января 1896 года. СПб., 1896.

Записки казака Г.С. Попова // Материалы хранятся в архиве кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ.

Полевые материалы экспедиции ОДНТ в Константиновский район август 2023 г.

Сухоруков В.Д, Общежитие донских казаков в XVII и XVIII веке. Новочеркасск, 1892.

Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т.5. Москва, 1954.

Устинов Ф.Г. Техника русского шорного дела. Руководство для учеников военно-ремесленных школ и частных ремесленных училищ. СПб., 1902.

Федоров П.А. Шорно-сидельное ремесло. Практическое руководство по выделке и починке седел, сбруи, хомутов и т.п. конской упряжи. СПб., 1915.

Трутовский А.Е. Шорное дело. Практическое руководство для учебно-шорных и войсковых мастерских, ком.-хоз состава войсковых частей, кустарей-шорников и сельских хозяев. Москва, 1926 г.

 Газета Ростовской области «Наше время» (https://www.nvgazeta.ru/news/12376/475504/ );

- Газета Ростовской области «Наше время» (https://www.nvgazeta.ru/news/14488/600191/ );

Сайт Ростовского областного дома народного творчества (https://folkro.ru/kazach-ya-nagayka/ );

- Сайт Муниципального бюджетного учреждения культуры «Константиновский районный дом культуры» (https://rdk-konst.rnd.muzkult.ru/news/81474482 );

- Газета Константиновского района Ростовской области «Донские огни» (https://donskieogni.ru/master-redkogo-remesla/ );

- Сайт Администрации Константиновского района (https://konstadmin.ru/news/8247-2021-12-08-17-06-06.html );

- Видеофильм, в котором Чиж В.Д. показывает мастер-класс по изготовлению донской казачьей нагайки (видео прилагается). Автор видео Виктор Анатольевич Гнилицкий. 

Современное состояние объекта

Технология изготовления донской нагайки представлена мастером ДПИ В. Д, Чиж. Технология возникла на основе интереса мастера к традициям донских шорников, с которыми мастер был знаком. Терминология, используемая мастером при изготовлении предмета, используется специфическая, созданная в профессиональной среде изготовителей шорной продукции и не всегда имеющая донские корни. В технологию привнесены декоративные элементы, которых в традиционных нагайках не было, появились специальные названия этих элементов, например, «казачий» узел. В данном случае мастер следует общей тенденции спроса потребителей нагайки как товара, когда к ней предъявляются декоративные и даже боевые требования с вычурными названиями элементов, что лишь говорит о развитии мастерства, сохраняя технологию изготовления основных элементов. При необходимости мастер может делать нагайки функциональные и практические, но круг их использования очень узок, поскольку в области сократилось частное и хозяйственное коневодство. Представленная технология изготовления нагаек находится в Ростовской области, г. Константиновске, также нагайки изготавливаются мастерами в г. Ростове-на-Дону и г.Азове.

Авторы (составители) материалов об объекте.

Яровой Андрей Викторович, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры Гуманитарных дисциплин и иностранных языков Азово-Черноморского инженерного института ФГБОУ ВО Донского государственного аграрного университета. e-mail: jarovoj2005@yandex.ru


Подписи к материалам приложения к объекту «Технология изготовления донской казачьей нагайки в Константиновском районе Ростовской области»

Фото 1. Фотография крепления уставной нагайки второй половины XIX века, Дата съемки: – октябрь 2023 г. Фотография из личной коллекции коллекционера и исследователя С. Талантова, Россия.

Фото 2. Уставная, общеказачья нагайка 1895 г. Личная коллекция А.В. Ряднова. Фото А.В. Ряднова 2024 г. Ростов-на-Дону.

Фото 3. Рисунки из Приложения к Приказу 1895 г. №125 с изображением нагаек разного типа.

Фото 4. Нагайка, бытующая в хуторе Кастырский Константиновского района у коневладельца Алубаева.

Фото сделано во время фольклорно-этнографической экспедиции ОДНТ в Константиновский район август 2023 г

Автор фото – Яровой А.В.

Фото 5. Нагайки второй половины XIX в. из собрания С. Талантова: простая и в серебре. Дата съемки: – октябрь 2023 г. Фотография из личной коллекции коллекционера и исследователя С. Талантова, Россия.

Фото 6. Рабочие инструменты мастера ДПИ В. Чижа. Фото сделано во время фольклорно-этнографической экспедиции ОДНТ в Константиновский район август 2023 г. Место съемки: г. Константиновск. Автор фото – Яровой А.В.

Фото 7. Мастер ДПИ В. Чиж за изготовлением нагайки. Фото сделано во время фольклорно-этнографической экспедиции ОДНТ в Константиновский район август 2023 г. Место съемки: г. Константиновск. Автор фото – Яровой А.В.

Фото 8. Декоративная нагайка, изготовленная мастером ДПИ В. Чижом.

Фото сделано во время фольклорно-этнографической экспедиции ОДНТ в Константиновский район август 2023 г. Место съемки: г. Константиновск. Автор фото – Яровой А.В.

Фото 9.  В.Д. Чиж в х. Старозолотовский Константиновского района

Фото 10. В.Д. Чиж за работой


Другие объекты

Есть вопрос?

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Обязательное поле
Недопустимое значение