г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1

+7 (863) 251-66-09 Поиск
> г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1
+7 (863) 251-66-09
назад к реестру ОДНТ

Свадебный обряд и песни станицы Верхнекундрюченской Усть-Донецкого района Ростовской области

Свадебный обряд и песни станицы Верхнекундрюченской Усть-Донецкого района Ростовской области


Категория: обрядовые комплексы и праздники / Обряды жизненного цикла человека

Этническая принадлежность: Русские, донские казаки

Языковая принадлежность: Русский язык, южнорусское наречие, донская группа говоров

Конфессиональная принадлежность: православие

Место бытования: Усть-Донецкий район Ростовской области

Населенный пункт: станица Верхнекундрюченская

Субъект РФ: Ростовская область

Географические координаты: 47°46′37′′ с. ш. 40°50′49′′ в. д.


Краткое описание объекта: 

Сведения о свадебном обряде и песнях станицы Верхнекундрюченской были зафиксированы в 2023 г. от старожилов, которые переняли традицию от старших родственниц и приглашались для обыгрывания свадеб. Верхнекундрюченская свадьба относится к донецкому типу донского свадебного обряда. Ее отличают: принесение специального калача на сватовство, исполнение песни «Пьяница-пропойница» в знак договоренности о браке, развернутый обряд переноса приданого в дом жениха («подушки»), изготовление к свадьбе каравая, состоящего из основы и сада палочек, обмотанных тестом, зажаренным в масле, раздача на дарах палочек с каравая, совершение обряда хоронить концы в конце свадьбы.


Подробное описание объекта

Станица Верхнекундрюченская расположена на севере Усть-Донецкого района Ростовской области на реке Кундрючьей – притоке Северского Донца. До революции станица входила в состав Первого Донского округа Области войска Донского, население которого составляли преимущественно казаки. Верхнекундрюченская – одна из самых старых донских станиц, основана в 1636 г.

Свадебный обряд станицы Верхнекундрюченской Усть-Донецкого района Ростовской области относится к донецкому типу донской свадьбы. Близкими по структуре обряда и песенному наполнению являются свадьбы соседних Нижнекундрюченской и Краснодонецкой станиц и прилегающих хуторов, которые были описаны А.М. Листопадовым, Б.Н. Проценко, С. Анашкиной.

Сведения о свадебном обряде и песнях станицы Верхнекундрюченской были зафиксированы в экспедиции Ростовского областного дома народного творчества 2023 г. от участников фольклорного коллектива «Сторонушка» (фото 1), которые переняли традицию от своих старших родственниц и регулярно приглашались для песенного сопровождения свадеб (фото 2–5). Кроме того, информация о свадебном обряде соседних населенных пунктов (хуторов Евсеевский, Тереховский, Мостовой, Черни, Чумаковский, станицы Нижнекундрюченской) записывалась в экспедиции Южного федерального университета 2007 г., а также ростовским этнолингвистом Б.Н. Проценко в середине 1980-х гг. Записанный обряд и песни отличаются не только полнотой и хорошей сохранностью, но и тем, что они во многом совпадают со свадьбой, которая была записана А.М. Листопадовым в соседней Краснодонецкой станице более 100 лет назад.

Выбор женихов и невест во второй половине XX в. происходил по взаимному согласию сторон и уже не определялся только волей родителей молодых людей, как это часто было в старину. Сваха приходила к родителям девушки и, не заходя в дом, спрашивала разрешения посвататься. Если ответ был положительным, то в назначенный день приходили родители с женихом и свахой на сватовство. Они говорили: «У вас есть красная девица, а у нас есть купец-молодец. Он хочет на ней жениться». Парня и девушку выводили в середину комнаты, ставили рядом и спрашивали, согласны ли они на этот брак. Сваты спрашивали разрешения поставить калач (круглый, сплетенный из полос теста хлеб с отверстием посередине) на стол. Только после того, как калач и соль клали на стол, семья жениха ставила и другие принесенные ими угощения. На сватовстве происходил сго́вор – назначение дней «запивания» невесты и свадьбы, обсуждение всех деталей ее проведения. 

В старину после сватовства родители невесты приходили к семье жениха смотреть гру́бку – подворье и дом, где будет жить их дочь (грубкой у донских казаков называли небольшую печку для обогрева помещения, иногда с лежанкой). Однако в экспедиционных записях последнего времени этот эпизод предсвадебья уже не фиксируется

Через некоторое время родственники жениха приходили в дом невесты играть пьяницу. Этот обряд получил название по строке песни «Пойду ль по улице», которую фиксировал А.М. Листопадов в станице Краснодонецкой. Вариант песни, записанный в станице Верхнекундрюченской, очень близок к зафиксированному А.М. Листопадовым еще в начале XX в. (видеопример 1):

Пьяница-пропойница, (2 раза)

Да пропила свою дочку, (2 раза)

Пропила свою дочку, 

Да не за вин, не за чару. (2 раза)


Не за вин, не за чару,

Да за умнаю чаду, (2 раза)

За умнаю чаду, 

Да за Сашечку, (2 раза)

Да за нашего Сашу.


Да пойду я по улице,

Пойду по улице,

Пойду по широкой,

Да два двора минуючи, (2 раза)

Два двора минуючи,

Да в третьем послушаю. (2 раза)


В третьем послушаю,

Да что люди говорют, (2 раза)

Что люди говорют,

Да батеньку хвалят, 

Да хвалют-выхваляют: (2 раза)


– Да умная головушка, (2 раза)

Умная головушка,

Да правильно и сделал, (2 раза)

Правильно и сделал,

Да с роднёй посоветал.


Пойду по улице,

По широкой гуляя,

Да сосед собирая:

– Да, соседи, соседи,

Соседи, соседи, ой, добрые люди, (2 раза)

Да собирайтесь, соседи, (2 раза)


Собирайтесь, соседи,

Да ко мне на беседу

Да вина-чары попити, (2 раза)

Да Таечку пропити.


Исполнение этой песни окончательно закрепляет договоренность о предстоящей свадьбе. На «пьянице» устраивали застолье, «сводили» жениха и невесту – ставили их рядом и спрашивали согласия на брак, выбирали свашку и дружка – главных распорядителей свадьбы. Услышав исполнение «пьяницы», соседи могли зайти и присоединиться к застолью.

За несколько дней до свадьбы готовили свадебную выпечку: каравай, калач (круглый, переплетенный из полос теста хлеб с отверстием) для встречи молодых. К выпечке калача подходили особенно ответственно, потому что плохой, лопнувший калач предвещал несчастливую жизнь новой семье: «Два раза калач печь – два раза замуж выходить». Свадебный каравай представлял собой основу – ле́жень, в которую втыкали каравайчики – палочки с обмотанными тонким тестом и зажаренными в кипящем подсолнечном масле с жиром. Каравайчики сверху украшали бумажными розочками, вешали на палочки конфеты, обматывали их лентами (фото 6). Во время изготовления каравая женщины «тренировались» петь свадебные песни (видеопример 2).

Накануне свадьбы переносили приданое невесты в дом жениха. Это обряд получил название подушки – от нижнедонского названия приданого невесты. В его состав входили личные вещи девушки, постельные принадлежности (перина, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки и др.), мебель для спальни молодых (кровать, сундук или шифоньер), зеркало, стол, стулья, домашняя утварь, а том числе полотенца, скатерти, подзорники и др., вышитые самой девушкой. Богатство приданого невесты определялось в том числе и по тому, сколько подушек в него входило. 

В доме невесты собирались ее братья, сестры, младшие родственники, молодежь. Подушечников – людей, перевозящих имущество невесты, – перевязывали отрезами ткани, украшали цветами. Приданое невесты погружалось на подводу. Впереди подводы шли подушечники, которые несли подушки. Затем несли остальные постельные принадлежности, посуду. Подруга невесты несла зеркало. Остальные вещи, мебель везли сзади на подводе. Подушечники старались как можно лучше продемонстрировать приданое: подбрасывали вверх и взбивали подушки, развешивали на руках рушники, чтобы показать рукоделие невесты. За этой процессией наблюдали одностаничники (зрители, смотрельщики), которые оценивали полноту и богатство приданого, мастерство девушки. Во время перенесения приданого пели подушечные песни: (видеопример 3)

Да шитая постель шита. (2 раза)

Да не будет да Ниночка бита.

– А я этого не боюся,

Постелею откуплюся.

Подушками да перинами

Шитыми рушниками, (2 раза)

Да [полными] сундуками.


Подушечников встречают в доме жениха с песнями:

А Ниночка да до нас, до нас, (2 раза)

А нас да не так, как у вас,

Сама печь пироги печёть

Сама вода у курень течёть.

Ветерочек повеваеть,

Куренёчек подметаеть.


Да сваха сваху ждала,

Да сваха сваху ждала,

Коврами двор стлала,

Коврами-маврами,

Черными соболями.


В доме жениха «подушки» нужно было выкупить у представителей невесты. Предметами из приданого обставляли комнату для молодых, застилали постель для них принадлежностями, которые были в приданом. Затем устраивали застолье, на котором пели:

А милые да любые гости, (2 раза)

Просим вашей чести

По лавочкам сести,

Чтобы пили да ели,

Да весёлыми были.

Хлеба-соли да покушали,

Хозяина да послушали.

А кто пьёть, тому наливайте, (2 раза)

Кто не пьёть, тому не давайте.

А мы люди весёлого роду

Пьём горелочку как воду.


Вечером в этот же день невеста собирала своих подруг на девичник. Она прощалась с подругами, девичьей жизнью, пели грустные песни. К концу девичника сестра жениха привозила карава́йчики – небольшие булочки в виде птичек – для угощения девушек. 

Рано утром в день свадьбы невеста встает и выходит на улицу отпевать зо́рю – прощается с родительским домом, с отцом и матерью (аудиопример 1):

И-и-и, да й прости же,

Да й прощай 

И-и-и, да моя русая косонька,

И-и-и, отходилася, отгулялась я.

Пошла моя волюшка,

И-и-и, да во чистое полюшко.

(Подходит к отцу)

И-и-и, да й прости же,

Да й прощай,

Родный батюшка,

И-и-и, отходилася, отгулялась я.

(Подходит к матери)

И-и-и, да й прости же,

Да й прощай,

Родная маменька,

И-и-и, отходилася, отгулялась я.

У невесты утром собирались родственницы и подруги. По пути к ней в дом на улице они пели (аудиопример 2):

Котелушка да дубровушка, рано-рано, (2 раза)

Да чего рано да зашумела, рано-рано, (2 раза)

Да зашумели да буйны ветры, рано-рано, (2 раза)

Да буйны ветры да сы верхами, рано-рано, (2 раза)

Да сы верхами, да со дождями, рано-рано, (2 раза)

Да как на речке на Кундрючке, рано-рано, (2 раза)

Там утушка да полоскалась, рано-рано, (2 раза)

Там Настенька да чары мыла, рано-рано, (2 раза)

Да она мыла, да речь говорила, рано-рано, (2 раза)

– Да вы плывите, да мои чары, рано-рано, (2 раза)

Да я за вами да скоро буду, рано-рано, (2 раза)

Да в понедельник да я не буду, рано-рано, (2 раза)

А вторник да не успею, рано-рано, (2 раза)

Да у субботу рано буду, рано-рано. (2 раза)


Заходя в дом невесты и внутри, пели:

Во поле пылится, (2 раза)

Во дворе дымится,

Во тереме загорается,

А Настенька убирается. 


Да во поле-полюшке

Да пыль столбом,

Да едет Сашенька

С поездом,

Да й в руках несёт подарки

Своей Настенке-коханке.


А Настеньку да братцы любили, (2 раза)

Хорошо её водили, 

Ещё лучше снарядили,

В чужи люди проводили.

– Иди-иди, Настенка, да со двора,

Будь богатая, как земля,

Будь здоровая, как вода.


Да и Настенька, да и маменька невесела,

Да люли-люли, да люлёшунки, невесела,

Она нонеча да всю ночечку не спала,

Да люли-люли, да люлёшунки, не спала,

Она шила всё да куробила Настенки,

Да люли-люли, да люлёшунки, да Настенки,

А Сашина да и маменка да весела,

Да люли-люли, да люлёшунки, да весела,

Она нонеча на всю ночечку да проспала,

Да люли-люли, да люлёшунки, да проспала,

Она шитого да готового дождалась,

Да люли-люли, да люлёшунки, дождалась. (аудиопример 3)


Подруги и свашка помогали невесте надеть фату, венок из восковых цветков, платье. От сглаза в подол платья втыкали булавки, в туфли насыпали немного свячёного мака. Если невеста была сиротой, ей пели: 

Лес дубровай, лес зелёнай мой, 

Я ходила, я гуляла по тебе, (2 раза)

Показался мне лесок невысок,

Показался мне дубок невысок,

Послышался да-й маменькин голосок, 

Послышался да-й родимой голос

Я кликала, не докликалася (2 раза)

Свою родную да й маменьку. (аудиопример 4)


Если в живых не было отца, то эту же песню пели про «батеньку», если не было обоих родителей, то пропевали по очереди про отца и про мать. Затем невесту сажали на посад – место за столом в большой комнате в святом углу, которое для богатства будущей семьи застилали шубой – с песней: 

Летели там гуси-лебеди через сад,

Да й кликали да й Настенку на посад,

Да й кликали Дмитревну на посад.

Ай что же вам, гуси-лебеди до того, (2 раза)

А есть в мене родня маменька для того, (2 раза)

Если пустит, благословит, так пойду, (2 раза)

А не пустит, не благословит, не пойду. (2 раза)


Пока невеста ждала жениха, ей пели:

Не сиди-ка да Настенька боком, (2 раза)

Это тебе не нароком,

А сиди пряменёхонько, 

Да смотри веселёхонько.

Да какая она молодая, (2 раза)

Как ягодка налитая,

Глазёночки помутилися,

У Сашечку да влюбилися.


Калина малинушка,

Рано расцвела,

Ох рано меня маменька

Замуж отдала.

Не собравши ума-разума

Замуж отдала,

Ой, отдавала меня маменька

Да й приказывала.

– Да не езди, моя дочушка

Четыре года

На первый год я не поехала,

Да й промучилася.

Другой год я не поехала,

Да й соскучилася.

На третий год я не поехала,

Да не мил мне свет.

На четвёртом-то на годику

Пташкой полечу.

Ой, полечу я горькой пташечкой,

Да й кукушечкою,

Да й сяду у маменьке,

В зелёном саду,

Тоскою да й кручиной

Сердце надорву.

Калина-малинушка

Рано расцвела,

Ой рано-рано меня маменька

Замуж отдала.


В это время в доме жениха собирается храбрый (родственники и друзья жениха) у него дома (здесь процессия, отправляющаяся за невестой, так и называется «храбрый», преимущественно без слова «поезд»). Жениха, как и невесту, оберегают от сглаза и порчи – прикалывают булавки к одежде, сыплют свячёный мак в туфли. Родители благословляли его «мужской» иконой и вместе с храбрым сажали за стол. При этом пели (видеопример 4):

Летели там гуси-лебеди через сад,

Да й кликали да й Сашечку на посад.

Да й кликали да Александрыча на посад.

Ой что же вам, гуси-лебеди до того, (2 раза)

А есть в мене родный батенька для того, (2 раза)

Если пустит-благословит, так пойду, (2 раза)

А не пустит, не благословит, не пойду. 


Затем эту же песню пропевали матери жениха, его сестре, бабушкам, дедушкам. За столом выпивали по три рюмки, благословляли на дорожку, и храбрый отправлялся за невестой. При выезде пели: 

Из-за леса, да из дубровы, рано-рано, (2 раза)

Да выезжали да семьсот баров, рано-рано, (2 раза)

Да и чей конь да напереди, рано-рано, (2 раза)

Да и Сашин конь напереди, рано-рано, (2 раза)

Да своею со Наташей, рано-рано,

Да своею Наташей. (аудиопример 5)


Около дуба-вяза, (2 раза)

Да стоит конь привязан,

Стоит конь привязан, (2 раза)

Да около коня ходит, (2 раза)

Около коня ходит

Да что й Сашин батенька,

Да что Сашин родимый, (2 раза)

Да трёт коня, вытирает, (2 раза)

Трёт коня, вытирает,

Да в поход собирает, (2 раза)

В поход собирает.

– Да поезжай жа ты коник, (2 раза)

Поезжай жа ты коник,

Да во чистое поле, (2 раза)

Во чистое поле,

Да привязи жа ты коник, (2 раза)

Привязи жа ты коник,

Да у дом домовину, (2 раза)

У дом домовину,

Да в поле работину,

А Саше половину. (аудиопример 6)


По пути движения храброго к дому невесты пели скорые песни «При лужке», «Трава, моя трава», «Как хотела меня мати». С песнями храбрый приезжает к дому невесты, где его встречают ее родственники:

Иии, да не бунаи ветрушки понадвинулись,

Ииии, да не званаи ой гостюшки понаехали,

Иии, да и полон двор, полон двор всё же да гостей, друзей.


Сначала нужно было выкупить проход во двор. Войдя во двор, сторона жениха пела: (видеопример 5)

Вьюн на воде узвивается, (2 раза)

Зять у ворот убивается, (2 раза)

– Дай мой дар, да живой товар. (2 раза)

Тёща ему да калач спекла, (2 раза)

Думала-гадала семярых накормить, (2 раза)

Зятюшка сел за присест сам съел, (2 раза)

– Чтоб тебя, зятюшка, розорвало

Чтоб тебя, тёщушка, розорвало.

Розорви, розорви тёщу мою, (2 раза)

Тёща ему да коня с седлом, (2 раза)

– Это не моё, да не дарёное, (2 раза)

Дай мой дар, да живой товар, (2 раза)

Дай мой дар, да живой товар.

Тёща ему пару лысых волов (2 раза)

–Это не моё, да не дарёное,

– Это не моё, да не обещанное.

Тёща ему да всё Настеньку,

Тёща ему Николаевну.

– Вот это моё, вот это моё,

Вот это моё, всё дарёное.

Вот это моё, вот это моё,

Вот это моё, всё обещанное.


Переходя через порог дома, жених должен был перекреститься. если он этого не делал, ему пели:

Неучён жаних, неучён,

Ю, рано-рано, неучён,

Не снял шапочку, в терем шёл

Ю, рано-рано, в терем шёл.


В доме дружко торгуется за место рядом с невестой с детьми, сидящими рядом с ней – её братьями, сёстрами, племянниками, «вооруженными» скалками. Поют: 

Торгуйси, братец, торгуйси,

Ю рано-рано торгуйси,

Проси за сестру сто рублей,

Ю рано-рано сто рублей,

За косу русу тысячу,

Ю рано-рано тысячу,

За ленту алу сметы нет,

Ю рано-рано сметы нет.


После выкупа места рядом с невестой пели:

Татарин, братец, татарин,

Ю рано-рано, татарин,

Продал сестрицу дёшево,

Ю рано-рано дёшево. (видеопример 6)


Храбрый приглашают в дом и сажают за стол с песней «А милые да любые гости» (см. выше). Обязательно устраивали застолье, потому что, согласно примете, не положено было провожать невесту из-за «пустого стола», иначе и жизнь у молодых будет плохая. Играли «Чарочку»: 

Чарочка моя серебряная, (2 раза)

На золоте расписанная, (2 раза)

Кому чару пить, тому здраву быть, (2 раза)

Эх, рюмочка моя, покатушка, (2 раза)

Я ж тебе выпью, да не вылью, (2 раза)

Кому чару пить, тому здраву быть. (2 раза)


Во время застолья в доме невесты девушки обвеле́чивали молодых и гостей – пели им величальные песни за денежное вознаграждение: (аудиопример 7)

Виноград на веточке, (2 раза)

А ягода-ягода на тарелочке, (2 раза)

Виноград что й Сашенька, (2 раза)

Виноград что й родимый,

А ягода-ягода его Ниночка. (2 раза)

Им люди дивуются, (2 раза)

Хороши-пригожи породилися,

Лучше всех, лучше всех снарядилися.


Да ты, Саша, подари да подари,

А нет денег, так займи, да так займи,

А нас, девиц, обдари, да обдари,

А нас, девиц, немножко, да немножко,

Девятьсот да девяносто, да девяносто,

Слышишь ты что й, Сашечка,

Слышишь ты что й, родимый,

Как мы тебя величаем,

И по батюшке возносим,

Ручки-ножки прибили,

Голоса приморили.

Да ты, Саша, не ломайси, да не ломайси,

В кармашике покопайси, да покопайси.


Игрицы ходили с кружкой около гостей и стучали кружкой по плечу гостю, которому пелось величание. Он должен был положить в кружку деньги. За это они пели:

Да ты, Саша, спасибо, да спасибо,

И за то тебе спасибо,

Чтоб головка не болела,

И сердечко не шумело.


Во время застолья пели шуточные припевки-тирады (аудиопример 8):

Погнулися сени, (2 раза)

Да как бояре сели, (2 раза)

Как бояре сели,

Да не так-то погнутся, (2 раза)

Не так-то погнутся,

Да как вина напьются,

Как вина напьются, (2 раза)

Да ума наберутся.


А сказали, что сваты богаты, (2 раза)

Брешуть, как собаки,

У них двери с берёзы,

А мы все тверёзы.


Жениху пели «Бердаюшку» (аудиопример 9):

Да Бердаюшка, да Бердаюшка,

Бердаюшка молоденький, молодой, (2 раза)

Да и кто у нас, да и кто у нас,

А кто у нас неженатый, холостой, (2 раза)

Да неженатой, неженатой,

Неженатой, что Сашенька молодой, (2 раза)

Да берёт пару, да берёт пару,

Берёт пару что Настеньку по нраву, (2 раза)

Да понравилось, да понравилось,

Понравилось её белое лицо, (2 раза)

Да лицо бело, да лицо бело,

Лицо бело, брови чёрненькаи, (2 раза)

Да Бердаюшка, да бердаюшка,

Бердаюшка молоденький, молодой. (2 раза)

После застолья гости встают, молятся и выходят из-за стола с песней:

Пора молодцу жениться, (3 раза)

Пора ехать со двора.

Пора молодцу жениться,

Пора ехать со двора. 

Пора ехать со двора, (3 раза)

Отворяйте ворота.

Пора ехать со двора,

Отворяйте ворота.

Отворяйте ворота, (3 раза)

Колясочка у крыльца.

Отворяйте ворота –

Колясочка у крыльца.

Колясочка во крылечке, (3 раза)

А мой милый во пути,

Колясочка во крылечке,

А мой милый во пути.

Во пути милый, в дорожке, (3 раза)

В чужедальней стороне,

Во пути милый, в дорожке,

В чужедальней стороне.

Чужедальняя сторонка, (3 раза)

Макарова сторона,

Чужедальняя сторонка,

Макарова сторона.


В комнате остаются только родители невесты, невеста и жених. Их ставят на ковер и благословляют иконой, которую они забирают с собой. Молодых дружко – распорядитель свадьбы со стороны жениха – выводит «за платочек», при этом соблюдался строгий запрет выходить «по мертвой лавке», т.е. вдоль той стены, где клали покойника. Дядя или брат невесты несет икону. Когда молодые выходят из дома, поезжане поют (аудиопример 10):

Выходила Настенька сы двора,

Ю рано-рано, сы двора.

Сломила берёзоньку сы верха,

Ю рано-рано, сы верха.

Стой, моя берёза, без верха,

Ю рано-рано, без верха.

Живи, моя маменька, без меня,

Ю рано-рано, без меня.

Без меня, дочки Настеньки,

Ю рано рано, Настеньки.

Повезли её, помчали,

Ю рано рано, помчали,

В одни часочек свенчали,

Ю рано-рано, свенчали.


Молодые делают четыре поклона – сначала родительскому дому, потом на остальные стороны. В это время поют (аудиопример 11):

Выкатили Поповы бочку, (2 раза)

Вы[сватали] у Егоровых дочку,

Да такую молодую,

Как ягодку налитую.


У месяца золотые рожки, (2 раза)

[Садись, Манечка,] на дрожки,

Поедем венчаться,

Кольцами обручаться.

Кольцами обручилися,

Да домой возвратилися.


Подводчик-кудрявчик, (2 раза)

Да дяржи вожжи ровно, (2 раза)

Дяржи вожжи ровно,

Да сяки конев больно. (2 раза)

Сяки конев больно,

Да чтоб кони бежали. (2 раза)

Чтоб кони бежали,

Да света не видали. (2 раза)

Света не видали,

Да слыхом не слыхали. (2 раза)

Слыхом не слыхали,

Да как маменька плачет. (2 раза)

Как маменька плачет,

Да больно она рыдает. (2 раза)

Горько она рыдает,

Да Настю вспоминает.


Когда выводят молодых со двора, поют:

Жёлта мяточка, жёлтый цвет,

Ю рано́-рано́, жёлтый цвет.

Была Манечка, теперь нет,

Ю рано́-рано, теперь нет.


Отъезжая от дома, невеста не должна была оборачиваться назад, чтобы брак был благополучным. Свадебная процессия в церковь (или загс) и обратно в дом жениха ехала разными дорогами. При этом старались не проезжать мимо кладбища. По пути свадебный поезд могли неоднократно останавливать одностаничники, перегораживая ему дорогу. Им полагалось поднести выпить и закусить.

В доме жениха свадебную процессию встречали в воротах. Свекровь держала калач. Храбрый поезд поет:

Слава богу, я сына женила, (2 раза)

Да невестушку узяла,

Невестушку туда-сюда пошлю,

А сама наперёд пойду.

Иде наша весёлая мати, (2 раза)

Что сумела дочку взяти,

Да такую молодую,

Как ягодку налитую.


А Настенька да до нас, до нас, (2 раза)

А у нас да не так как у вас,

Сама печь пироги печёт,

Сама вода во курень течёт.

Ветерочек повевает,

Куренёчек подметает.


По маленьку бояре,

Да потихоньку, большие,

Не сломите вышанку,

Да не сорвите ягодку.

Вышанка что й Сашенька,

Да ягодка его Настенька.


Свекровь ломала калач на две части и отдавала для угощения зрителям – неприглашенным одностаничникам, которые пришли посмотреть на свадьбу. Они обязательно должны были съесть по кусочку калача. Свекровь осыпала молодых хмелем, конфетами, орехами, деньгами и разбивала тарелку, на которой они лежали. Поезжан угощали водкой и хуруборками – жаренной в масле выпечкой типа хвороста. Процессия проходит в дом:

Грякнули рюмки-тарелки, (2 раза)

Дайте по чарочке горелки,

По маленькой черяпушачки

Промочить наши душачки.


В доме новобрачных благословляли родители жениха. Начинается свадебное застолье. Руководил застольем дружко со стороны жениха, ему помогал полудруж – родственник невесты. С обеих сторон были свашки. Всех их перевязывали материей, справа – от жениховой стороны, слева – от невестиной. После «трех рюмок», т.е. трех тостов за молодых начинаются дары. Выносят каравай и поют (исполнение этой песни см. в видеопримере 2):

Прилетела перепёлушка, (2 раза)

Села на ёлушку,

Смеётся, грохочет,

Каравайчика хочет.

Прилетел воробей,

– Да чик-чик,

Да где мне сести?

– На печи.

– Да чего ж мне съести?

– Калачи.

– Да чего мне выпить?

– Горелки.


Подходили дарить по парам, сначала родители жениха, невесты, потом крёстные, потом другие родственники по степени родства с молодыми. Дружко подносил им рюмки со спиртным и палочки-каравайчики, свашка собирала подаренное. Подарки громко объявлялись, а затем подсчитывались свашками и оглашалась общая сумма подаренного. Под окнами дома, где играли свадьбу, собирались зрители – смотрели на застолье в окна, слушали, сколько кто подарил молодым на свадьбе.

Затем начиналось гулянье. Все садились за стол, и молодые могли теперь есть, а до этого их ложки лежали связанные. Если места всем гостям не хватало, то сажали родственников невесты, а женихова сторона «забавляла» их – играла песни и не садилась за стол. А на следующий день всё было наоборот: в доме невесты за столы сажали родственников жениха, а хозяева их «забавляли». Пели старинные песни:

Ой да кундрючане, молодцы, (2 раза)

Ой что делать, молодцы, да говорят люди, молодцы.

Ой да побросали работу, (2 раза)

Ой что делать, работу, да говорят люди, работу.

Ой да поехали на охоту, (2 раза)

Ой что делать, на охоту, да говорят люди, охоту.

Ой да стали зайчиков ловить, (2 раза)

Ой что делать, ой ловить, да говорят люди, ой ловить.

Ой да как убили да семь зайцов, (2 раза)

Ой что делать, семь зайцов, да говорят люди, семь зайцов.

Ой да стали зайчиков делить, (2 раза)

Кому заяц, кому два, кому зайца полтора.

Ой да, а восьмую лисицу, (2 раза)

Ой что делать, лисицу, да говорят люди, лисицу.


Гости пели и припевки для дружка и свашки, содержание которых зависело от того, насколько хорошо они исполняют свои обязанности на свадьбе:


Наша сваха рохля,

Наша сваха рохля,

Под печкою издохла.

Дружко заглядает,

Кочергой выгребает.


Да спасибо тебе свашачка,

Да спасибо тебе свашачка,

За твою за услужечку,

Услуга большая,

Делов твоих много.


Тебе дружко да не дружковати,

Тебе дружко да не дружковати,

Только пановати,

Со хорошею природою

Да большим воеводою.


А мы в нового свата бывали,

А мы в нового свата бывали,

За стол нас сажали,

Водкою поили,

Караваем дарили.


А у нашего свата,

А у нашего свата,

Из дерева хата,

Двери стеклянные,

Пошли все хмельные.


Да й у нашего свата,

Да у нашего свата,

Да из дерева хата,

Двери из берёзы, 

Пошли все тверёзы.


Если новобрачная оказалась «честной», т.е. сохранила девственность до брака, на второй день свадьбы по улице носили калину – украшенную ветку калины или другого дерева, а зять обувал тещу в красные тапочки. В этот день гуляли в доме родителей невесты. У ворот гостей встречали ряженые – гости, переодетые в цыган, жениха и невесту, предлагали пришедшим похмелиться и закусить тертым хреном. Также пришедшим мыли ноги – наливали в таз воды, ставили во дворе и старались не только обмыть ноги, но и обрызгать гостей. На второй день тёщу катали на тачке и сбрасывали в речку. Гостей угощали куриной лапшой. В этот день пели веселые плясовые песни: «Сваха сваху ждала», «Посею лебеду на берегу», «Как у нашего соседа», «Посеяли лен за рекою», «На мельничке прудовой» и частушки.

На третий день хоронили концы – во дворе у молодого зажигали костер, били посуду, прыгали через огонь. 


Предметы, связанные с объектом

1. Свадебная выпечка (калачи для сватовства и встречи молодых, каравайчики в виде птичек, каравай (лежень и палочки-каравайчики).

2. Наряд невесты (платье, фата, венок из восковых цветов).

3. Калина – украшенная ветка калины или другого дерева, которую носили по улице на второй день свадьбы в знак «честности» невесты.


Техники и технологии, связанные с объектом

1. Технология изготовления свадебной выпечки (калача, каравайчиков в виде птичек, каравая (лежня и палочек-каравайчиков))

2. Технология изготовления свадебного венка невесты из воска.


Способы и формы передачи объекта

Исполнители переняли свадебную традицию и песни от своих старших родственниц (матерей, бабушек, теток и т.д.). Коллектив «Сторонушка» регулярно приглашали для обыгрывания местных свадеб вплоть до последнего времени. В деятельности учреждений культуры и творческих коллективов объект не воспроизводится.


Сведения о носителях нематериального этнокультурного достояния РФ

Участники фольклорного коллектива «Сторонушка» ст. Верхнекундрюченской Усть-Донецкого района Ростовской области: 

  1. Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., ур. ст. Верхнекундрюченской, работала воспитателем, заведующей детским садом.

  2. Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., ур. ст. Верхнекундрюченской, работала директором дома культуры, зав. клубом.

  3. Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., ур. ст. Верхнекундрюченской, работала дояркой, директором дома культуры.

  4. Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р., ур. г. Шахты, переехал в ст. Верхнекундрюченскую в 1971 г., семья из ст. Верхнекундрюченской.


Сведения о хранителях нематериального этнокультурного достояния РФ

нет


История выявления и фиксации объекта

Сведения о свадебном обряде казаков Усть-Донецкого района Ростовской области (в том числе населенных пунктов по реке Кундрючья севера района) записывались в различных экспедициях:

  1. Диалектологические экспедиции Ростовского государственного университета 1975 года (ст. Нижнекундрюченская, х. Апаринский), 1985 года (ст. Раздорская, х. Каныгин), 2001 года (ст. Раздорская, х. Каныгин, х. Пухляковский);

  2. Диалектологическая экспедиция Южного федерального университета 2007 года (ст. Нижнекундрюченская, ст. Верхнекундрюченская, ст. Усть-Быстрянская, х. Листопадов, х. Черни, х. Чумаковский, х. Мостовой, х. Евсеевский);

  3. Фольклорные экспедиции кафедры русского устного народного творчества филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в Усть-Донецкий район Ростовской области 1997, 1999, 2010, 2011, 2013 годов;

  4. Фольклорно-этнографическая экспедиция Ростовского областного дома народного творчества в Усть-Донецкий район Ростовской области 2023 года (ст. Раздорская, ст. Мелиховская, х. Апаринский, ст. Верхнекундрюченская).


Источники информации об объекте:

Архивные:

Государственный архив Ростовской области. Ф. 55. Оп. 1. Д. 726 «Свадебные обряды станицы Нижнекундрюченской».


Опубликованные:

  1. Анашкина С. Свадебная обрядность донецких казаков // Традиционное и современное народное музыкальное искусство / Ред.-сост. Б.Б. Ефименкова. М., 1976. С. 113–136.

  2. Листопадов А.М. Песни донских казаков: в 5 т. / Под общ. ред. Г. Сердюченко. Т. 5. М., 1954.

  3. Листопадов А.М. Старинная казачья свадьба на Дону (обряды и словесные тексты). Ростов-на-Дону, 1947.

  4. Гревцова Т.Е. Свадебный обряд донских казаков: ареальное исследование. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2022.

  5. Проценко Б.Н. <Предсвадебный этап в современной фольклорной традиции Дона>. Из наблюдений над фольклорными текстами современного обряда // Традиционная культура. 2008. № 2. С. 56–61.

  6. Проценко Б.Н. Свадебный обряд донских казаков во времени и пространстве // Традиционная культура. 2004. № 4. С. 26–34.


Современное состояние объекта

Объект находится под угрозой исчезновения, поскольку в таком объеме, кроме указанных носителей, сведениями о проведении свадеб и песенным репертуаром никто не владеет. В деятельности учреждений культуры и творческих коллективов объект не воспроизводится.


Составитель материалов

Гревцова Татьяна Евгеньевна – к.филол.н., специалист Ростовского областного дома народного творчества, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией филологии Федерального исследовательского центра Южного научного центра Российской академии наук.


Подписи к материалам приложения к объекту «Свадебный обряд и песни станицы Верхнекундрюченской Усть -Донецкого района Ростовской области»


1. Фото 1: «Экспедиция 2023 г.»

Изображены (слева направо): Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р., Гревцова Т.Е., Морозенко П.О.

Дата съемки: 20.07.2023

Место съемки: личное подворье Костылевой Н.В., фотография сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор фото: Христианова О.И.


2. Фото 2. Свадьба в станице Верхнекундрюченской

Съемка – около 1960-х гг.

Место съемки – станица Верхнекундрюченская

Фотография из семейного архива Поповых станицы Верхнекундрюченской.


3. Фото 3. Свадебный обряд станицы Верхнекундрюченской в исполнении фольклорной группы «Сторонушка»

Дата съемки: неизвестна [около 1980-х гг.].

Место съемки – станица Верхнекундрюченская

Фотография из семейного архива Поповых станицы Верхнекундрюченской.


4. Фото 4. Свадьба Поповых

Дата съемки: 25 января 1965 г.

Изображены: Попова Таисия Николаевна и Владимир Васильевич

Место съемки – станица Верхнекундрюченская

Фотография из семейного архива Поповых станицы Верхнекундрюченской.


5. Фото 5. Свадьба в станице Верхнекундрюченской

Дата съемки: 25 января 1965 г., свадьба Т.Н. и В.В. Поповых

Место съемки – станица Верхнекундрюченская

Фотография из семейного архива Поповых станицы Верхнекундрюченской.


6. Фото 6: «Свадебный каравай»

Изображение: свадебный каравай станицы Верхнекундрюченской, изготовленный Костылёвой Н.Н. и Поповой Т.Н. для представления на фестивале «Донское наследие» 30.11.2024

Дата съемки: 30.11.2024, фотография сделана во время фестиваля «Донское наследие».

Место съемки: Ростовский областной дом народного творчества

Автор фото: Христианова О.И.


7. Видеопример 1: «Песня «Пойду ль я по улице» (Пьяница)»

Изображены (слева направо): Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р., Гревцова Т.Е.

Дата съемки: 20.07.2023

Место съемки: личное подворье Костылевой Н.В., фотография сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор видео: Кириченкова М.Е.



8. Видеопример 2: Изготовление каравая

Изображены (слева направо): Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., 

Дата съемки: 26.11.2023

Место съемки: дом Костылевой Н.В.

Автор видео: Костылева Н.В.


9. Видеопример 3: Подушечные песни (песни, которые исполнялись при перенесении приданого невесты)

Изображены (слева направо): Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р., Гревцова Т.Е.

Дата съемки: 20.07.2023

Место съемки: личное подворье Костылевой Н.В., фотография сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор видео: Кириченкова М.Е.


10. Видеопример 4: Песня «Летели гуси-лебеди через сад»

Изображены (слева направо): Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р., Гревцова Т.Е.

Дата съемки: 20.07.2023

Место съемки: личное подворье Костылевой Н.В., фотография сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор видео: Кириченкова М.Е.


11. Видеопример 5: Песня «Вьюн на воде»

Изображены (слева направо): Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р., Гревцова Т.Е.

Дата съемки: 20.07.2023

Место съемки: личное подворье Костылевой Н.В., фотография сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор видео: Кириченкова М.Е.


12. Видеопример 6: Песни при выкупе невесты

Изображены (слева направо): Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р., Гревцова Т.Е.

Дата съемки: 20.07.2023

Место съемки: личное подворье Костылевой Н.В., фотография сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор видео: Кириченкова М.Е.


13. Аудиопример 1: Причитание невесты «Отходилася, отгулялася»

Поют: Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., 

Аккомпанемент (гармонь): Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р.

Дата записи: 20.07.2023

Место записи: личное подворье Костылевой Н.В., запись сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор записи: Гревцова Т.Е.


14. Аудиопример 2: Песня «Котелушка-дубравушка»

Поют: Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., 

Аккомпанемент (гармонь): Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р.

Дата записи: 20.07.2023

Место записи: личное подворье Костылевой Н.В., запись сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор записи: Гревцова Т.Е.


15. Аудиопример 3: Песня «Да и Настенька»

Поют: Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., 

Аккомпанемент (гармонь): Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р.

Дата записи: 20.07.2023

Место записи: личное подворье Костылевой Н.В., запись сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор записи: Гревцова Т.Е.


16. Аудиопример 4: Песня «Лес дубровый»

Поют: Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., 

Аккомпанемент (гармонь): Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р.

Дата записи: 20.07.2023

Место записи: личное подворье Костылевой Н.В., запись сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор записи: Гревцова Т.Е.


17. Аудиопример 5: Песня «Из-за леса, да из дубровы»

Поют: Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., 

Аккомпанемент (гармонь): Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р.

Дата записи: 20.07.2023

Место записи: личное подворье Костылевой Н.В., запись сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор записи: Гревцова Т.Е.


18. Аудиопример 6: Песня «Около дуба-вяза»

Поют: Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., 

Аккомпанемент (гармонь): Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р.

Дата записи: 20.07.2023

Место записи: личное подворье Костылевой Н.В., запись сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор записи: Гревцова Т.Е.


19. Аудиопример 7: Величание гостей, песня «Виноград на веточке»

Поют: Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., 

Аккомпанемент (гармонь): Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р.

Дата записи: 20.07.2023

Место записи: личное подворье Костылевой Н.В., запись сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор записи: Гревцова Т.Е.


20. Аудиопример 8: Припевки гостям («Погнулися сени», «А сказали, что сваты богаты»)

Поют: Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., 

Аккомпанемент (гармонь): Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р.

Дата записи: 20.07.2023

Место записи: личное подворье Костылевой Н.В., запись сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор записи: Гревцова Т.Е.


21. Аудиопример 9: Песня «Бердаюшка»

Поют: Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., 

Аккомпанемент (гармонь): Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р.

Дата записи: 20.07.2023

Место записи: личное подворье Костылевой Н.В., запись сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор записи: Гревцова Т.Е.


22. Аудиопример 10: Песня «Выходила Настенька со двора»

Поют: Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., 

Аккомпанемент (гармонь): Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р.

Дата записи: 20.07.2023

Место записи: личное подворье Костылевой Н.В., запись сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор записи: Гревцова Т.Е.


23. Аудиопример 11: Припевки во время отъезда молодых («Выкатили Поповы бочку» и другие)

Поют: Костылёва Нина Николаевна, 1952 г.р., Попова Таисия Николаевна, 1947 г.р., Ковалёва Таисия Семёновна, 1950 г.р., 

Аккомпанемент (гармонь): Лозинов Борис Митрофанович, 1951 г.р.

Дата записи: 20.07.2023

Место записи: личное подворье Костылевой Н.В., запись сделана в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества.

Собиратели: Гревцова Т.Е., Морозенко П.О., Кириченкова М.Е., Христианова О.И., Бойко А.Л., Власкина Н.А.

Автор записи: Гревцова Т.Е.



Другие объекты

Есть вопрос?

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Обязательное поле
Недопустимое значение