г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1

+7 (863) 251-66-09 Поиск
> г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1
+7 (863) 251-66-09
назад к реестру ОДНТ

Обряд «поклонения» духоборов Целинского района Ростовской области

Название:  Обряд «поклонения»   духоборов Целинского района Ростовской области.            

Категория: обрядовые комплексы и праздники.

Этнос: русские.

Конфессиональная принадлежность: духоборы (духоборцы, духовные христиане).

Места бытования: сёла Хлеборобного сельского поселения Целинского района Ростовской области (Хлебодарное, Хлеборобное, Петровка, Васильевка, Тамбовка).

Краткое описание:

         Духоборы –  религиозная община рационалистического направления, представители старого русского сектантства. Их учение возникло в середине XVIII века в Екатеринославской и Тамбовской губерниях  в крестьянской среде  на почве противоречий социально-экономической действительности   Российской империи  как протестная акция против духовного со  стороны русской православной церкви и социального гнета. За свои убеждения подвергались  со стороны светских и духовных властей жестоким преследованиям.

         В 1922 году  переселились на Дон из Закавказья. До настоящего времени этноконфессиональная  группа духоборов компактно проживает в Целинском районе Ростовской области, на территории нынешнего Хлеборобского поселения. По национальному признаку относятся к великорусскому населению. В настоящее время в Целинском районе осталось 5 духоборческих сел, жители которых чтут вероучение своей общины и стараются сохранить свою самобытную бытовую культуру, в том числе обычаи, обряды, песенную культуру, пищевые предпочтения,  технологии традиционных ремесел, которая основана на вероучительной доктрине, Отрицая все таинства православной церкви, духоборы создали собственную форму богослужения – обряд поклонения. Это особое действо, выражающее одну из главных религиозных идей духоборов – присутствие Бога в каждом человеке,  бытует в  духоборческих селах Целинского района.        

Развернутое описание: 

       После переселения из Закавказья на Дон у специалистов – историков и этнографов - эта группа населения  стала именоваться целинскими духоборами. Здесь   духоборы сохранили свое вероучение,  в основе которого лежит своеобразное толкование христианской (в том числе православной) традиции.  Духоборы признавали Священное писание, хотя оно не было высшим авторитетом. В основе вероучения лежит постулат о том, что  Христос был простым человеком, исполнившимся «духом Божиим», что оставляло возможность для всякого человека уподобиться  Христу. В 1785 г. екатеринославский епископ Амвросий, внимательно изучив вероучение вновь созданной секты, назвал ее адептов духоборцами, посчитав их учение противным Святому Духу. Духоборцы приняли это название, но с объяснением, что они являются борцами за Святого Духа и борются с властью только духовными средствами,  отвергая в деле веры все видимое и внешнее.                                                                                                                                                                                                                                                                    

       Основы нового вероучения  в изустной форме передавались в текстах так называемой «Животной книги» («Книги жизни»). 

      С момента своего  появления  духоборы  подвергались  жесточайшим гонениями со стороны правительства  и православного духовенства. Их секли, ссылали на каторгу, отдавали в солдаты и даже предлагали сжечь, высылали не необжитые территории, чтобы предотвратить распространение учения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

      Так,   император  Александр I выделил им земли на Молочных водах, в малонаселенном Мелитопольском  уезде Таврической губернии,     Николай I  принял решение  переселить духоборов в Закавказье, на почти  безлюдные  территории,  вошедших в состав России в ходе русско-турецкой войны 1828-1829 гг. (сейчас эти земли   входят в состав Грузии,  Азербайджана и Турции).  На юге  Грузии местом расселения духоборов стали  пограничная с Турцией  горная историко-географическая  область Самцхе- Джавахети (позже Ахалхалакский уезд Тифлисской губернии), куда    между 1841-1845 гг. было переселено около  5000 человек, сотни из которых умерли от тяжелых условий жизни в высокогорье:  холода, голода, малярии, невозможности заниматься хлебопашеством из-за короткого лета, нападения горцев и т.п.                                                                                                                                  

            Несмотря на внешние обстоятельства,  переселенцы основали здесь 10 сел, составивших так называемую Джавахетскую Духоборию, с центром в селе Горелое (Гореловка). Именно здесь окончательно сформировались религиозные каноны и обряды духоборцев, сложилась их  неповторимая бытовая культура. 

         В 1887 г. на духоборов, придерживающихся принципа пацифизма,  распространили всеобщую воинскую повинность. В ответ они  в 1895 г. акцию по сожжению оружия, что привело к жестокой расправе над духоборами, от полного истребления которых спасло только вмешательство Л. Н. Толстого,  выделившего средства  на отъезд духоборов из Грузии в Канаду, где до настоящего времени  сохраняется их община.   Оставшиеся  в Грузии духоборы старались в условиях объективной реальности  событий в России,  в том числе революции  1905-1907 гг., когда была провозглашена свобода совести, сохранить общину как некий особый мир.. По данным  1909 г. в Тифлисской, Елисаветпольской губерниях и в Карской области, проживало около 13 тыс. духоборов. На волне провозглашенной «свободы совести» в 1910 г. вышла в свет  изданная по инициативе В.Д. Бонч-Бруевича «Животная книга духоборов» в серии «Материалы к истории русского сектантства».  

      Важно  отметить, что с началом Первой мировой войны в Кавказском военном округе с 1 августа 1914 г. по февраль 1917 г. не было ни одного случая отказа духоборов от несения военной службы.                  

       После октябрьских событий 1917 г.,   в 1920-е гг. пришедшие к власти в России большевики начали  поиски путей преобразования российского сельского хозяйства и перехода его от индивидуального  к коллективному с общественной обработкой земли. Одним из путей создания образцово-показательных хозяйств было использование советской властью с   этой целью  некоторых российских сектантских общин, преимущественно крестьянских и отрицающих  религиозные воззрения официального православия. В этих условиях закавказским духоборам  были предложены для переселения плодородные степные, но  малонаселенные земли Юго-Востока  России.

           Приехавшие в мае 1921 г. для осмотра земель представители духоборческих общин Закавказья  выбрали  целинные земли Западного Коннозаводства Сальского округа Донской области, которые находились  в значительном отдалении от железных дорог и больших населенных пунктов, где жили преимущественно православные.  Всего в период с 1921 по 1925 гг. на Дон переселились  4000 духоборов, которые образовав на территории Хлебодарненского и  Хлеборобского районов  20 земледельческих общин и 2 трудовые артели, открыли молзавод, наметили  большие планы по дальнейшему благоустройству своих поселений: озеленить улицы, проложить дороги между селами, заложить садово-ягодный питомник, построить паровую мельницу, прорыть канал от р. Дон для орошения полей и т.д.   

          Но во второй половине 1920-х гг., когда в стране  шла подготовка сплошной коллективизации сельского хозяйства,    в прессе появились статьи с резкой критикой непонимания сектантами, особенно духоборами, самой идеи создания коллективных хозяйств (они издавна жили общиной), в связи с чем духоборов стали притеснять вплоть до лишения избирательных прав, облагать налогами как православных священнослужителей. 

          В 1926 г. в Уголовном кодексе РСФСР  появилась ныне широко известная 58-я статья,  в п. 58-10 о совершении контрреволюционных преступлений,  дополненная  словами «…за  подобные преступления  с использованием религиозных и национальных предрассудков масс …» и предусматривала наказание от 6 месяцев до расстрела, с конфискацией части или всего имущества, «или объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР». Всех, кто попал под эту статью из числа духоборов и молокан стали называть «КРС» (контрреволюционные сектанты). 

         Постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» от 3 апреля 1929 года усугубило положение духоборов, так как  религиозные объединения были не только лишены прав юридических лиц, им не разрешалось создавать собственные кооперативы и производственные объединения, что подрывало их экономические и производственные устои, основы организации  внутренней жизни. Несогласные попадали под категорию «кулак».

            В июле 1931 г., собрав в клубе  с. Петровка более 100 мужчин-духоборов для, якобы, разговора о создании колхоза и передаче государству молокозавода, сотрудники НКВД разрешили выйти из зала несогласных (а несогласными были все), у выхода  их ждали «воронки».  Духоборов поместили в Богатяновскую тюрьму в Ростове-на-Дону и после скорого «следствия» расстреляли. Жен расстрелянных,  направившихся искать мужей, арестовали и сослали в лагеря – на лесоповалы и «стройки  коммунизма».

            В конце концов, большая часть  духоборцев  вынуждена была смириться, вступить в колхозы или принудительно работать в колхозах бригадами, которые стали новыми социальными  структурами, в известной мере перекрывшими религиозный принцип организации общин.

           С началом Великой Отечественной войны духоборы, не подвергшиеся репрессиям и получившие малые сроки после ареста, были призваны в армию.

           Во второй половине XX века внимание органов власти к потомкам старых ветвей русского сектантства ослабло. С одной стороны, задачи восстановления народного хозяйства  отвлекли  их от религиозных обрядов их  предков; с другой - демонстрация религиозности и выполнение обрядов и символических действий  в условиях почти тотального  атеизма не были безопасными. 

            Всё вышеприведенное, казалось бы, должно были отрицательно сказаться на сохранении вероучения духоборов и их самобытной культуры. Но, чем сложнее были жизненные обстоятельства, тем сильнее было стремление духоборов  сохранить  и передать последующим поколениям свою духовность и самобытность. Этому способствовало и то обстоятельство, что в духоборческие села Целинского района в 1990 г. переселилась, часть  остававшихся  духоборов из Богдановского (ныне  Ниноцминдского)    района Грузии (Джавахетия).

           С момента возникновения вероучения духоборов и по настоящее время  обряд поклонения   (с пением псалмов, стихов и молитв)  символизирует поклонение божественному началу в  каждом человеке  и  является общим
компонентом обрядов жизненного цикла и наиболее важных праздников:
Рождество Христово, Пасха, Сороки (22марта), масленица, Благовещение (7апреля),  св. жен-мироносиц (второе воскресенье по Пасхе), Троица, св. ап. Петра  и   Павла (12 июля), Михайлов день (21 ноября).  «Лушечкины поминочки» - память одной из предводительниц духоборцев Лукерьи Васильевны Калмыковой – отмечают 25 декабря по новому стилю.

           Община духоборов организует поклонения в с. Хлебодарном, в специально отведенном помещении в Доме культуры. На поклонения приходят все желающие женщины (в настоящее время мужчин, которые участвовали бы в поклонении, нет). В помещении -  на стенах – портреты вождей и праздничные стеновые утирки, на столе – хлеб, соль, кувшин с водой  и «Животная книга». В первой части обряда все  присутствующие  поочередно читают наизусть псалмы из «Животной книги»: «Высоко звезда всходила», «Чистая дева Мария», «Владыка мой, свет Господи», «Довольно бо вам есть вера ко спасению», «Кабы знал я, человек, что не долгий  мой век». Каждое прочтение предваряется и завершается словами «Господи благослови» и «Богу  нашему слава».         Вторая часть обряда – собственно поклонение духоборцев друг другу (божественному началу в каждом) - сопровождается пением псалмов. В это время духоборцы два раза кланяются друг другу, целуются, затем снова кланяются. Четвертый поклон раньше предназначался вождям (в нашем случае - стоящей отдельно духоборке).         Третья часть обряда («поминание святых родителей») отмечена троекратными земными поклонами: первый поклон - после слов «Помяни, Господи, царствие небесное всех умерших и погибших»; второй «Помяни, Господи, Царя Давыда и всех праведников его»; третий - «А нас всех прости, прости  весь христианский мир».      Завершается обряд совместной трапезой (стол накрывают принесенными из дома продуктами).

 Предметы, связанные с объектом.

      Обряд поклонения проводится в праздничных духоборческих костюмах или в  нарядной современной сезонной одежде, дополненной  элементами традиционного костюма ( у женщин - чаще всего головными платками, завесками (фартуками), у мужчин – жилетами). В настоящее время, в селе Хлебодарном  Целинского района сохранились духоборческие костюмы, привезенные более 100 лет назад из Закавказья, в  которых  до сих пор проводится обряд поклонения.
      Женский духоборческий костюм состоит из рубахи с длинным рукавом, подол которой  отделан бело- красной  полосой бранного ткачества, юбки из домотканого сукна (шерстяной ткани ярких цветов, чаще всего в вертикальную полоску) с вышивкой по подолу  шерстяными нитками домашнего прядения   растительным орнаментом , занавески (фартука), также отделанной по подолу вышивкой, кружевом) и головного платка из светлой  хлопчато0бумажной ткани  (белой, бледно-желтой, бледно-розовой), один из углов которого  украшен ручной вышивкой  растительного орнамента из нитей ярких цветов и бахромой из белых шелковых или  хлопчатобумажных нитей. Неотъемлемой частью костюма  духоборок были также корсетки -  плечевая одежда  до талии, простеганная шерстью, крытая шелком, сатином, с вышитой планкой, присборенная на спине. 
        Большую часть одежды духоборки изготавливали сами. Юбки, занавески, корсеты, платки украшали, помимо вышивки, украшали яркой вышивкой шерстяными нитками, шелком, позументом, кружевом.
        Праздничная одежда была ярких цветов  - от  ярко-синего или зеленоватого
(так называемые «лазоревый» и «куповрасный») до ярко-розовых, малиновых и красных тонов. Мужской костюм состоял из рубахи навыпуск из белого полотна с отложным воротником, украшенным вышивкой и подпоясанной поясом с кистями, штанов, которые раньше носили  заправленными в хромовые сапоги,  жилета длиной до талии из шелковой ткани, на застежке,  с вышитыми клапанами  ложных карманов, картуза или шапки, заправляя в хромовые сапоги. Жилеты были до талии, на застежке. Планку жилета украшали полихромной вышивкой шерстяными нитями, шелковыми лентами. Головными уборами служили шапки  или картузы. По праздникам мужской костюм дополнял  «багдадский» платок из шелка, небольшого размера, который складывали особым образом и повязывали под воротником рубахи. Техники/технологии, связанные с объектом.
Основным действом обряда  являются взаимные поклонения присутствующих  (отсюда -  название обряда). Во время обряда под пение псалмов и песен духоборцы по очереди подходят ккаждому участнику обряда и два раза кланяются друг другу, держась за руки, затем целуются и снова кланяются. Четвертый поклон – отдельно стоящей духоборке. В конце обряда читаются псалмы. (ttps://vk.com/wall-213262879_20).

 Способы и формы передачи традиции.

         В рамках передачи нематериального культурного наследия в качестве проводника ценностей можно рассматривать присущие этносу или субэтносу  традиционные религиозные воззрения. Традиция передается посредством взаимодействия поколений духоборцев в семье, во время проведения обрядов и совместных досуговых мероприятий, информационных технологий.  Кроме того, в   Целинском районе в 2021году разработан и осуществляется культурно-исторический проект «Донские духоборцы: уникальный этнокультурный мир», призванный сохранить для следующих поколений традиции духоборцев, их быт и культуру. В рамках проекта участников художественной самодеятельности в селе Хлебодарное объединяет фольклорный коллектив «Духоборочка», который  продолжает культурные традиции и воссоздает обряды духоборцев, с представлением которых принимает активное участие во всех мероприятиях как местного, таки районного и областного масштабов.

 Справочная информация. История выявления (экспедиции и т.д.):

          Обряд поклонения духоборов впервые был подробно описан  О.М. Новицким (1806-1884),  русским философом, писателем, психологом, деканом историко-филологического факультета киевского Императорского университета, в труде «Духоборы. Их история и вероучение» (первое издание -1832 г., второе 1882 г.), который считал,  что секта духоборов «достойна внимания не только по своему происхождению, развитию и превратностям своей судьбы, но и по самому образу ее воззрений на предмет веры». Особое внимание в своем исследовании ученый уделил  молитвенным собраниям духоборов, позднее получившим название  «поклонения». Отметив, что «самый образ общественного моления происходил у всех духоборцев одинаково» у духоборцев екатеринославских,  тамбовских, мелитопольских и закавказских, автор подробно описал ход поклонений, выделив несколько важных моментов:

- собираются духоборцы на моленье утром праздничного дня; 

- при входе в молельную избу каждый должен сказать - "славен Бог прославился!" - ему отвечают "велико имя Его по всей земли!";

-после приветствия мужчины садятся вдоль стен, по правую, а женщины по левую сторону;

-когда все соберутся и усядутся по своим местам,  начинается чтение псалмов наизусть по выбору, по очереди в ряду мужчин с первого до последнего, до шести - семилетнего мальчика, затем в таком же порядке – женщин, при этом псалмы повторяться не должны;  В таком же порядке продолжается затем чтение и в ряду женском;

-по окончании чтения все встают со своих мест и начинают петь псалмы церковным напевом. Во время пения совершается собственно поклонение - целование, или духовное лобзание – поочередно в мужском и женском рядах следующим образом: к первенствующему в собрании мужчине  подходит второй по месту и оба, взявши друг друга за руки, кланяются один другому в пояс дважды, не прямо к лицу, а в сторону к плечу, описывая размахом схватившихся рук неправильный круг; поклонившись дважды, целуются и, сделав еще раз поклон, становятся на свои места. Такое поклонение, по их отзыву, есть поклонение неоцененному живому лику божию - человеку. Дети только кланяются старикам в ноги трижды и целуют их руку;

- по окончании поклонов и целования старший в собрании прочитывает какой-нибудь псалом, не садясь на место, говорит: "Богу нашему слава" (необходимое прибавление в конце каждого псалма) и тем заканчивает моленье, после которого,  присев на места, присутствующие обмениваются  обычными житейскими приветствиями, что до начала моленья ни в каком случае не дозволяется, а затем расходятся по домам. 

          Ценные сведения ведения о религиозной обрядности духоборов можно почерпнуть  из литературных и  графических произведений известного  русского художника Верещагина Василия Васильевича (1842 – 1904), который после окончания в 1863 году Академии художеств в С.-Петербурге отправился на Кавказ в творческую командировку с целью знакомства с жизнью закавказских народов. В ходе  поездки он посетил с. Славянка в Карской области Российской империи (ныне Кедобекский район Азербайджана), где с 1840-х гг. проживали духоборы. В написанном художником  очерки «Духоборы» читаем: «В воскресенье привели меня в избу, назначенную для собраний.    Очень чистая, обыкновенная крестьянская горница, просторная, но низкая, с большою русскою печью и увешанная красивыми полотенцами, битком набита народом. Мужчины с одной стороны, жинки с другой; постарше летами сидят на лавках, остальные стоят. Начинают поочередно читать молитвы… Чтение молитв продолжается довольно долго, пока не истощится весь запас… Тогда кто-нибудь приглашает собрание перейти к пению.     Все отправляются на двор, где опять мужчины становятся в одну сторону, женщины - в другую. Обычай становиться мужчинам и женщинам одним против других строго соблюдается. Этим исполняется заповедь: иметь перед собою, во время молитвы, образ божий.

           Перед окончанием богослужения становятся полукругом и начинают кланяться и целоваться друг с другом; мужчины обходят поочередно всех мужчин, женщины -- женщин. Взявшись за правые руки и поклонившись один другому два раза, целуются, затем еще два раза кланяются; последний поклон, особенно низкий, обращен со стороны мужчин к женщинам, и к мужчинам - с женской стороны. Поклоны отвешиваются как-то очень неуклюже и немного в сторону. Каждый обойдет непременно всю присутствующую братию, не исключая и подростков. Очень маленьких детей мне не случалось видеть на молитвах. Во все время церемонии поклонов пение не прерывается. По окончании ее - шабаш, шапки на голову, и по домам».

            Молитвенные собрания духоборов Верещагин запечатлел в графической работе «Духоборы на молитве», где  в  избе у окна  стоят слева мужчины в традиционной одежде, справа – женщины в праздничных нарядах с оригинальными головными уборами на головах. В 1866 году рисунок   был представлен в Париже в рамках одной из наиболее престижных художественных выставок Франции – Парижском салоне, где произвел фурор.

             Большое внимание при изучении старого русского сектантства описанию  молитвенного  собрания духоборов уделил В.Д. Бонч-Бруевич (1873-1955), известный партийный и государственный деятель, способствующий выезду части духоборов в Канаду и изданию «Животной книги духоборов» в 1909 г. В  статье «Обряды духоборов», опубликованной в журнале «Живая старина» № 3, 4 за 1905 г. под псевдонимом Влад Ольховский, он не только дал толкование с точки зрения  христианства содержанию псалмов, которые сопровождают молитвенные собрания духоборов, но  и описал сам процесс моления, который по аналогии назвал «литургией». В основу статьи автором была положена рукопись духобора И.П. Обросимова. В частности, он отмечал, что избранный для  моления дом хозяин убирает для «собрания народа», приходящий на моление входит в дом с приветствием «Славен Бог прославился» (ответ: «Велико имя Господне и слово его по всей земле»), мужчины становились по порядку к востоку, женщины – к западной стороне. Женщины надевали лучшие свои наряды, а мужчины - все новое и чистое. Все собрание проходило стоя. Моление  начиналось с чтения наизусть псалмов и их пения,  после которого начинается собственно обряд «поклонения» - кульминация моления. Здесь Бонч-Бруевич цитирует Обросимова: «с порядка второй мужчина подходить к первому, берутся рука за руку и кланяются брат брату три раза. Перед поклономъ говорятъ: «на семь мест поклоняемся Отцу и Сыну и Святому Духу». Потом целуются и становятся рядом и дают четвертый поклон женщинам. Подходить третий с порядка, и так перейдуть до последнего. Каждый дает четвертый поклонъ женщинамъ. Это в память Пресвятой Богородицы Девы Mapии». Затем аналогичную процедуру проделывают женщины. После поклонения и завершающего пения трех псалмов собравшиеся расходятся по домам.

               В 1990-1991 гг.  в Целинском районе работали историко-бытовые экспедиции Ростовского областного музея краеведения с целью сбора материалов  по теме «Бытовая культура и религиозные воззрения духоборов».  В ходе экспедиций  в селах Петровка, Васильевка, Тамбовка, Хлебодарное, Хлеборобное с участием Абрамовой Т.Н. и Соколовой М.Ю. Ими зафиксировано следующее: общественное богослужение у духоборцев -«поклонение» - состоит в пении и чтении псалмов и стихов и взаимных поклонов друг другу как «живым иконам». В описываемое  время духоборы собираются на «поклонение» по воскресеньям и праздничным дням в первом из основанных ими  на Дону сел – с. Петровка, куда приходят духоборы из других сел.. Для совершения обряда выбирают дом кого-либо из членов общины (срок сборов в одном доме может длиться от полугода до года). На «поклонение» приходят все желающие, мужчины и женщины, в праздничных традиционных или нарядных костюмах. Оно начинается в 8 часов утра во все дни, кроме Пасхи (на Пасху – в 2 часа ночи). До поклонения пищу принимать нельзя. Хозяйка дома убирает «переднюю хату» - зал в доме – по-праздничному, развешивает над  окнами полотенца – утирки стеновые. На стол ставят цветы, фрукты, кладут «Животную книгу», Заходя в дом для участия в «поклонении», входящий говорит «Наши поклон передавали», имея ввиду не пришедших на поклон по каким-либо причинам членов семьи. Ему отвечают «Слава богу». Тогда входящий говорит «Славен Бог прославился». «Великое имя Господне, слава его по всей земле», - отвечают ему. Это расценивается как разрешение войти. Входящие в комнату рассаживаются особым образом: мужчины слева от  входа по возрасту (от старшего к младшему), женщины – справа. «Поклонение начинается с чтения псалма. Первым читает псалом, как правило, раскрывающий основы вероучения, самый старший из мужчин. После мужчин в таком же порядке – женщины, мальчики и девочки. После чтения псалмов поют 3-4 псалма,  и начинается собственно обряд поклонения. Первыми  друг  другу попарно дважды кланяются мужчины  в пояс, плечо к плечу, с пожиманием и встряхиванием  снизу вверх рук и целуются. Потом женщины кланяются друг другу таким же образом. Затем мужчины женщинам. На этом поклонение заканчивается. Выйдя из помещения, во дворе дома духоборы запевают игровую песню и с нею расходятся по домам. Встречая тех, кто не был на поклонении, они говорят: «Наши с поклонения  вам поклон передавали», кланяются и целуются друг с другом. Сделанная участниками экспедиции по ходу обряда запись  совпадает с опубликованной  В.Д. Бонч-Бруевичем в 1905 г.. На поклонение  собирется до 25-30 человек, в основном женщины в  традиционных праздничных костюмах, с соблюдением всех тонкостей, с обязательным для духоборок чубчиком, так как в псалме 40 говорится; «На что подрезаю волоса? Для того я подрезаю волоса, что скинул я дурные словеса».

           Следует отметить еще один немаловажный момент: поклонение заканчивается общим поклоном в сторону висящего на стене портрета П.П. Веригина, но обязательный в этом случае псалом 333 со славословием всех вождей  не прозвучал, так как в присутствии посторонних (в данном случае – членов экспедиции) имени вождей не произносят.  

          В воскресное или праздничное поклонение обязательно продолжается на закате солнца на кладбище, где  расстилают скатерть у могилы первых переселенцев, поют псалмы и поминают всех умерших хлебом, сыром, фруктами, овощами, печеньем. Остатки тризны разносят по могилкам.

          Аналогичные сведения  приводят в своих работах исследователи Иникова С.А., Зернина А.В. и Рудиченко Т.С., ученые Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова,  организовавшие экспедицию  в Целинский район Ростовской области в 2012 г.

          В 2013 г. духобор с. Гореловка, Ниноцминдского района Грузии, где в 2008 г. был создан музей-заповедник духоборческой культуры,  Н.К. Сухоруков, давая интервью корреспонденту журнала «Коммерсантъ Власть», говоря о сохранившемся обряде «поклонения» констатировал, что в настоящее время «поклонение – это не совсем богослужение. Мы Богу служим своими делами. А в молельный дом ходим повидаться с Богом, в вас живущим. Мы любим Бога в человеке. Молитвы читают мужчины, потому что мужчина в миру главный». Безусловно, нынешние духоборы, воспитываясь и живя  много лет в окружении представителей других вероисповеданий и этносов, утеряли в значительной  степени то аллегорическое, иносказательное духовное понимание всех обрядов. Они  смотрят на обрядовую сторону как на нечто, без чего жить нельзя. Обряд стал для них повседневной, сохраненной во времени в общих чертах,  нормой.

Источники информации.

1.Борисова (Ивина) Людмила Ивановна 1939г. р., род. в хут. Петровка Целинского
района Ростовской области (проживает в с. Хлебодарное). 

2.Рязанцева (Клец) Антонина Григорьевна, 1959 г.р. ,проживает в с. Хлебодарное Целинского района Ростовской области. 

3.Усенко (Герасимова) Ирина Анатольевна, заведующая СДК с. Хлебодарное Целинского района Ростовской области. 

Современное состояние объекта.    

  В настоящее время обряд поклонения проводится представителями общины духоборцев, потомственными духоборками, проживающими на территории Хлеборобного сельского поселения Целинского района Ростовской области и  фольклорной группой «Духоборочка» в СДК с. Хлебодарное, в районном Дворце культуры Целинского района, районном музее истории во время проведения различных мероприятий, праздников и экскурсий.      В рамках проведения мероприятий к 100-летию переселения духоборцев из Закавказья на Дон, обряд поклонения был записан в сельском Доме культуры села Хлебодарное и размещен в сети интернет ( https://vk.com/wall-213262879_20.).

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры.

        В Целинском районе в 2021году разработан и осуществляется культурно-исторический проект «Донские духоборцы: уникальный этнокультурный мир». В целях сохранения культурного наследия нашей страны, обряд поклонения проводится фольклорной группой «Духоборочка» в музее духоборческой культуры СДК с. Хлебодарное, в районном Дворце культуры Целинского района, районном музее истории во время проведения различных мероприятий, праздников и экскурсий. 

Авторы/Составители
Суркова Марина Леонидовна, зав. музеем истории МБУК «Целинский РДК» Целинского района Ростовской области.


Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы:
      Обряд поклонения Донских духоборцев. Сельский Дом культуры села Хлебодарное, музейная комната, запись 2022 года (https://vk.com/wall-213262879_20). На видео фольклорная группа «Духоборочка» Хлебодарного СДК Целинского района Ростовской области проводит обряд поклонения в составе:

1.Борисова Людмила Ивановна, пенсионерка, проживает в с.Хлебодарное,
2.Рыбина (Владова) Анна Алексеевна, пенсионерка, проживает в с.Петровка;
3.Богадаева (Герасимова) Татьяна Владимировна, пенсионерка;
4.Митрофанова Анна Трофимовна, пенсионерка;
5.Усенко (Герасимова) Ирина Анатольевна, заведующая СДК с. Хлебодарное;
6.Рязанцева (Клец) Антонина Григорьвна, худ.рук. СДК с. Хлебодарное;
7.Трофименкова Марина Гурамовна, тех.служащая детского сада
с. Хлебодарное; 

8.Передереева Ирина Владимировна, организатор СДК
с. Хлеборобное.


Литература.

1. Новицкий О.М. «О духоборах. Сочинение студента Киевской Духовной академии Ореста Новицкого. Киев, 1882 г.

2.Верещагин В.В. Повести. Очерки. Воспоминания. /Составители и примечания В.А. Кошелева и А.В. Чернова- М., Советская Россия. 1990 г.

3.Влад. Ольховский (В.Д. Бонч-Бруевский). «О духоборах». ж. «Живая старина», 3 3,4. 1905 г. 

4.Абрамова Т.Н. Религиозные верования и обряды духоборов (по материалам экспедиции РОМК в Целинский район Ростовской области, август 1990 г.). Сб. «Известия РОМК». Вып. 7, Ростов-на-Дону, издание Ростовского областного музея краеведения,  1997 г.

5.Абрамова Т.Н. «Животная книга» духоборцев и проблемы народного христианства. Сб. «Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе». Ростов н/Д, изд. Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова,  2000 г.

6.Абрамова Т.Н. Бытовая культура донских духоборов (по материалам историко-бытовых экспедиций Ростовского областного музея краеведения в Целинский район Ростовской области). Сб. «Известия РОМК». Вып 11,2004г. Ростов н/Д, ЗАО «Книга», 2004 г.

7. О. Алленова. Как живется в Грузии русским духоборам. ж. «Коммерсантъ Власть» № 48, 09.12.2013 г.

8.Зернина А. Современное состояние традиционной культуры духоборов по материалам экспедиции в Целинский район Ростовской области), июнь-июль 2012 год// Журнал «Музыкальная культура Юга России», С.7-12.


Другие объекты

Есть вопрос?

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Обязательное поле
Недопустимое значение