Духоборские блины
Название: Духоборские блины.
Категория: традиционная кухня/традиционные технологии.
Этнос: русские.
Конфессиональная принадлежность: духоборы (духоборцы, духовные христиане).
Места бытования: села Хлеборобного сельского поселения Целинского района Ростовской области (Хлебодарное, Хлеборобное, Петровка, Васильевка, Тамбовка).
Краткое описание:
Духоборы – религиозная община рационалистического направления, представители старого русского сектантства. Их учение возникло в середине XVIII века в Екатеринославской и Тамбовской губерниях в крестьянской среде на почве противоречий социально-экономической действительности Российской империи как протестная акция против духовного со стороны русской православной церкви и социального гнета. За свои убеждения подвергались со стороны светских и духовных властей жестоким преследованиям.
В 1922 году переселились на Дон из Закавказья. До настоящего времени этноконфессиональная группа духоборов компактно проживает в Целинском районе Ростовской области, на территории нынешнего Хлеборобского сельского поселения.. По национальному признаку относятся к великорусскому населению. В настоящее время в Целинском районе осталось 5 духоборческих сел, жители которых чтут вероучение своей общины и стараются сохранить свою самобытную бытовую культуру, в том числе обычаи, обряды, песенную культуру, пищевые предпочтения, технологии традиционных ремесел, которая основана на вероучительной доктрине. С момента возникновения их вероучения и по настоящее время духоборы не только сохраняют свою религиозную обрядность, но и дорожат своими кулинарными предпочтениями, причем приготовление и совместное употребление пищи – события, которые укрепляют в духоборах их чувства цели и принадлежности.
Развернутое описание:
После переселения из Закавказья на Дон у специалистов – историков и этнографов - эта группа населения стала именоваться целинскими духоборами. Здесь духоборы сохранили свое вероучение, в основе которого лежит своеобразное толкование христианской (в том числе православной) традиции. Духоборы признавали Священное писание, хотя оно не было высшим авторитетом. В основе вероучения лежит постулат о том, что Христос был простым человеком, исполнившимся «духом Божиим», что оставляло возможность для всякого человека уподобиться Христу. В 1785 г. екатеринославский епископ Амвросий, внимательно изучив вероучение вновь созданной секты, назвал ее адептов духоборцами, посчитав их учение противным Святому Духу. Духоборцы приняли это название, но с объяснением, что они являются борцами за Святого Духа и борются с властью только духовными средствами, отвергая в деле веры все видимое и внешнее.
Основы нового вероучения в изустной форме передавались в текстах так называемой «Животной книги» («Книги жизни»).
С момента своего появления духоборы подвергались жесточайшим гонениями со стороны правительства и православного духовенства. Их секли, ссылали на каторгу, отдавали в солдаты и даже предлагали сжечь, высылали не необжитые территории, чтобы предотвратить распространение учения.
Так, император Александр I выделил им земли на Молочных водах, в малонаселенном Мелитопольском уезде Таврической губернии, Николай I принял решение переселить духоборов в Закавказье, на почти безлюдные территории, вошедших в состав России в ходе русско-турецкой войны 1828-1829 гг. (сейчас эти земли входят в состав Грузии, Азербайджана и Турции). На юге Грузии местом расселения духоборов стали пограничная с Турцией горная историко-географическая область Самцхе- Джавахети (позже Ахалхалакский уезд Тифлисской губернии), куда между 1841-1845 гг. было переселено около 5000 человек, сотни из которых умерли от тяжелых условий жизни в высокогорье: холода, голода, малярии, невозможности заниматься хлебопашеством из-за короткого лета, нападения горцев и т.п.
Несмотря на внешние обстоятельства, переселенцы основали здесь 10 сел, составивших так называемую Джавахетскую Духоборию, с центром в селе Горелое (Гореловка). Именно здесь окончательно сформировались религиозные каноны и обряды духоборцев, сложилась их неповторимая бытовая культура.
В 1887 г. на духоборов, придерживающихся принципа пацифизма, распространили всеобщую воинскую повинность. В ответ они в 1895 г. акцию по сожжению оружия, что привело к жестокой расправе над духоборами, от полного истребления которых спасло только вмешательство Л. Н. Толстого, выделившего средства на отъезд духоборов из Грузии в Канаду, где до настоящего времени сохраняется их община. Оставшиеся в Грузии духоборы старались в условиях объективной реальности событий в России, в том числе революции 1905-1907 гг., когда была провозглашена свобода совести, сохранить общину как некий особый мир.. По данным 1909 г. в Тифлисской, Елисаветпольской губерниях и в Карской области, проживало около 13 тыс. духоборов. На волне провозглашенной «свободы совести» в 1910 г. вышла в свет изданная по инициативе В.Д. Бонч-Бруевича «Животная книга духоборов» в серии «Материалы к истории русского сектантства».
Важно отметить, что с началом Первой мировой войны в Кавказском военном округе с 1 августа 1914 г. по февраль 1917 г. не было ни одного случая отказа духоборов от несения военной службы.
После октябрьских событий 1917 г., в 1920-е гг. пришедшие к власти в России большевики начали поиски путей преобразования российского сельского хозяйства и перехода его от индивидуального к коллективному с общественной обработкой земли. Одним из путей создания образцово-показательных хозяйств было использование советской властью с этой целью некоторых российских сектантских общин, преимущественно крестьянских и отрицающих религиозные воззрения официального православия. В этих условиях закавказским духоборам были предложены для переселения плодородные степные, но малонаселенные земли Юго-Востока России.
Приехавшие в мае 1921 г. для осмотра земель представители духоборческих общин Закавказья выбрали целинные земли Западного Коннозаводства Сальского округа Донской области, которые находились в значительном отдалении от железных дорог и больших населенных пунктов, где жили преимущественно православные. Всего в период с 1921 по 1925 гг. на Дон переселились 4000 духоборов, которые образовав на территории Хлебодарненского и Хлеборобского районов 20 земледельческих общин и 2 трудовые артели, открыли молзавод, наметили большие планы по дальнейшему благоустройству своих поселений: озеленить улицы, проложить дороги между селами, заложить садово-ягодный питомник, построить паровую мельницу, прорыть канал от р. Дон для орошения полей и т.д.
Но во второй половине 1920-х гг., когда в стране шла подготовка сплошной коллективизации сельского хозяйства, в прессе появились статьи с резкой критикой непонимания сектантами, особенно духоборами, самой идеи создания коллективных хозяйств (они издавна жили общиной), в связи с чем духоборов стали притеснять вплоть до лишения избирательных прав, облагать налогами как православных священнослужителей.
В 1926 г. в Уголовном кодексе РСФСР появилась ныне широко известная 58-я статья, в п. 58-10 о совершении контрреволюционных преступлений, дополненная словами «…за подобные преступления с использованием религиозных и национальных предрассудков масс …» и предусматривала наказание от 6 месяцев до расстрела, с конфискацией части или всего имущества, «или объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР». Всех, кто попал под эту статью из числа духоборов и молокан стали называть «КРС» (контрреволюционные сектанты).
Постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» от 3 апреля 1929 года усугубило положение духоборов, так как религиозные объединения были не только лишены прав юридических лиц, им не разрешалось создавать собственные кооперативы и производственные объединения, что подрывало их экономические и производственные устои, основы организации внутренней жизни. Несогласные попадали под категорию «кулак».
В июле 1931 г., собрав в клубе с. Петровка более 100 мужчин-духоборов для, якобы, разговора о создании колхоза и передаче государству молокозавода, сотрудники НКВД разрешили выйти из зала несогласных (а несогласными были все), у выхода их ждали «воронки». Духоборов поместили в Богатяновскую тюрьму в Ростове-на-Дону и после скорого «следствия» расстреляли. Жен расстрелянных, направившихся искать мужей, арестовали и сослали в лагеря – на лесоповалы и «стройки коммунизма».
В конце концов, большая часть духоборцев вынуждена была смириться, вступить в колхозы или принудительно работать в колхозах бригадами, которые стали новыми социальными структурами, в известной мере перекрывшими религиозный принцип организации общин.
С началом Великой Отечественной войны духоборы, не подвергшиеся репрессиям и получившие малые сроки после ареста, были призваны в армию.
Во второй половине XX века внимание органов власти к потомкам старых ветвей русского сектантства ослабло. С одной стороны, задачи восстановления народного хозяйства отвлекли их от религиозных обрядов их предков; с другой - демонстрация религиозности и выполнение обрядов и символических действий в условиях почти тотального атеизма не были безопасными.
Всё вышеприведенное, казалось бы, должно были отрицательно сказаться на сохранении вероучения духоборов и их самобытной бытовой культуры. Но, чем сложнее были жизненные обстоятельства, тем сильнее было стремление духоборов сохранить и передать последующим поколениям свою духовность и самобытность. Этому способствовало и то обстоятельство, что в духоборческие села Целинского района в 1990 г. переселилась, часть остававшихся духоборов из Богдановского (ныне Ниноцминдского) района Грузии (Джавахетия).
В силу религиозных убеждений основу пищевого рациона духоборов, являющихся лако-ово-вегетарианцами (т.е. употребляют в пищу молочные продукты и яйца в основной массе, но не едят мяса) составляет растительно- молочная пища, в том числе разнообразные изделия из теста, среди которых главное место занимают пшенные блины – настоящее аутентичное блюдо целинских духоборов, которое можно встретить только в селе Хлеборобное Целинского района Ростовской области, и рецепт которого был привезен из Закавказья.
Духоборские блины готовят на основе пшенной каши (в данном случае пшено означает единство и родство, доверительные, крепкие отношения). как по религиозным праздникам общины, так и православным, на семейные торжества – свадьбы, дни рождения. Такими блинами обязательно угощали гостей, в силу чего они являются символами добра и гостеприимства.
Предметы, связанные с объектом.
Для приготовления духоборских блинов необходимы:
-кастрюля для приготовления молочной пшенной каши,
-чаша для вымешивания блинного теста (на 5-6 литров,
-венчик для взбивания яиц,
-половник,
-сковорода
Поскольку выпекаемые блины очень нежной консистенции, хорошая сковорода играет большую роль. Раньше для жарки блинов в каждой семье использовали чугунную сковороду, на которой ничего другого не готовили. Такая сковорода требовала особого ухода. Так, чтобы уберечь от эрозии, сковороду не мыли, а лишь протирали кухонным полотенцем: слегка промасленная сковорода не ржавела. Другой способ содержать сковороду в рабочем состоянии заключался в протирании ее солью и прокаливании. На такой сковороде блины не пригорали и легко снимались. В настоящее время для выпечки пшеничных блинов используют как чугунные, так и современные сковороды с антипригарным покрытием.
Техники/технологии, связанные с объектом.
Для приготовления пшенных духоборских блинов необходимы:
1. Пшено - 100 грамм (пшенная крупа - не путать с пшеничной крупой- получаемая из культурных видов проса, освобожденная от колосковых чешуек посредством обдирки);
2. Молоко коровье домашнее жирное (или магазинное не менее3,2 % жирности);
3. Яйца куриные – 10 штук;
4. Мука пшеничная – 5-6 жменей одной руки;
5. Масло подсолнечное – 2 столовые ложки;
6. Сахар – 2 столовые ложки;
7. Соль – треть чайной ложки:
8. Растопленное сливочное масло для смазывания готовых блинов.
Способ приготовления:
Пшено хорошо промыть в нескольких водах и замочить на ночь. Закипятить 1 литр молока, немного посолить, добавить замоченное накануне пшено, 2 столовые ложки сахара и 2 столовые ложки растительного масла, все хорошо перемешать. Когда кулеш сварится «в размазню» и немного остынет, половником аккуратно, чтобы не заварить, добавляем его во взбитую смесь из яиц, постоянно перемешивая. Затем добавляем 5-6 жменей просеянной пшеничной муки, постоянно взбивая блинную смесь. Добавляем в подготовленную смесь хорошее настроение и даем тесту отдохнуть минут 5-10 и приступаем к выпечке блинов.
Хорошо разогретую сковороду один раз смазываем сливочным маслом. Поскольку духоборские блины не должны бать тонкими, для выпекания набираем полный половник, чтобы слой блинного теста на сковороде был примерно 0,5 см толщиной. Блин выпекаем только с одной стороны и по готовности его сворачиваем пополам прямо на сковороде, снимаем и выкладываем на блюдо, щедро смазывая каждый растопленным сливочным маслом.
Примечание: кто-то решит, что выпекая блины только с одной стороны, вторая не пропечется. Но это заблуждение: в процессе остывания, вторая сторона, оставшись свернутой, допекается уже на блюде. При этом надо иметь в виду, что готовый блин имеет достаточно хрупкую фактуру и еще на сковороде может слегка порваться. Цельность фактуры блина зависит от проворства хозяйки и желания сохранить у блинчика «товарный» вид.
Рецепт и видеозапись приготовления духоборских блинов размещены на сайте: https.//vk/com/donduhobor.
Способы и формы передачи традиции.
Традиционные методы приготовления пищи, особенно в сельской местности, отличаются от современных кулинарных техник и представляют собой уникальную комбинацию простоты и вкуса, так как их готовят с использованием открытого огня (в данном случае преимущество отдается дровяной печи), природных натуральных продуктов, ввиду чего блюда приобретают свежий вкус, неповторимый аромат и имеют в своем составе полезные вещества.
Передача технологий построена на объяснительно иллюстративном способе обучения, т.е. посредством взаимодействия поколений духоборцев в семье, во время проведения обрядов и совместных досуговых мероприятий, информационных технологий. В апреле-мае 2021 года в селах Хлебодарном и Хлеборобном Целинского района экспедицией МБУК «Целинский РДК» был проведен сбор рецептов духоборческой кухни. Проведено фотографирование техник приготовления различных блюд и фиксация семейных традиций питания, в том числе духоборских блинов.
Рецепт приготовления блинов опубликован в районной газете «Целинские ведомости», имеется в музее духоборческой культуры и сельских библиотеках района и Хлеборобного сельского поселения. Кроме того, в Целинском районе в 2021 году разработан и осуществляется культурно-исторический проект «Донские духоборцы: уникальный этнокультурный мир», призванный сохранить для следующих поколений традиции духоборцев, их быт и культуру. В рамках проекта участников художественной самодеятельности в селе Хлебодарное объединяет фольклорный коллектив «Духоборочка», который продолжает культурные традиции и воссоздает обряды духоборцев, с представлением которых принимает активное участие во всех мероприятиях как местного, таки районного и областного масштабов.
Справочная информация.
История выявления (экспедиции и т.д.):
Несмотря на большой интерес российских исследователей Х1Х – начала ХХ вв. к истории духоборческого движения (О. Новицкий, В.Верещагин, Влад Ольховский (В.Д. Бонч-Бруевич), основное внимание в их работах уделялось вероучительной традиции, обрядовой культуре. Вопросы быта, истории повседневности затрагивались в меньшей степени, Что касается пищевкусовых предпочтений, авторы отмечали, что духоборы в массе своей не употребляли в пищу мясо, их рацион составляли растительные и молочные продукты.
В 1990 и 1993 гг. В Целинском районе Ростовской области работали историко-бытовые экспедиции Ростовского областного музея краеведения,, целенаправленно изучающие и собирающие для пополнения фондов музея явления и предметы, отражающие бытовую культуры духоборов, живущих на Дону с 1921 г. В ходе экспедиции были подтверждены сведения о пищевых предпочтениях духоборов, об использовании в еде большого разнообразия изделий из теста, в том числе блинов (без указания рецептов).
В 2012-2013 гг. экспедицию к духоборам Целинского района Ростовской области предприняли сотрудники Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова Зернина А.В. и Рудиченко Т.С. В числе тем, по которым проводились исследования, была праздничная культура. В результате была подготовлена статья «Пища в обрядах и праздниках духоборов», в которой были зафиксированы особенности состава и способы приготовления пищи, прослежены изменения в пищевом компоненте ритуалов и праздников по сравнению с 1990-ми гг. Среди сохранившихся традиционных блюд отмечены «духоборческие блины», которые «готовят на молоке или сыворотке с добавлением растительного масла. Подают блины с припущенными на сковороде взболтанными яйцами, которые должны не до конца свернуться, или с растопленным сливочным маслом. Оригинальна начинка из подсоленного творога (сыра) с жареным луком». Исследователи делают вывод, что «в целом обрядовая пища чрезвычайно консервативна и весьма ограничена по составу <…>. Такая ограниченность пищевого рациона, возможно, обусловлена длительным проживанием духоборов на Кавказе в условиях горной местности (Джавахетия)». Изготовление духоборских блинов с применением пшена (продукт из проса) может быть обусловлено тем обстоятельством, что с момента переселения на Кавказ духоборы близко столкнулись с просом, известным здесь со 2 тыс. до н.э. До появления картофеля пшенная каша была постоянным гостем на столах во всех домах, независимо от уровня достатка. Каша из «золотой крупки» считалась обязательным участником трапезы в честь знаковых событий в жизни семьи – ее ставили на стол и по радостному, и по горестному поводу: рождение, крестины, свадьба, похороны. Обязательно варилась каша и в период важных постов – Рождественского и Великого, выполняя не только важную обрядовую роль, но и наполняла организм ценными питательными веществами и витаминами, особенно в условиях кавказского высокогорья. Со временем на ее основе стали готовить знаменитые блины.
Интересно отметить, что у покинувших Россию в 1898-1899 гг. и поселившихся в Канаде в необжитых районах провинции Соскочеван духоборцев, до настоящего времени в качестве праздничного блюда подают блины. А.А. Родионов, посол СССР в Канаде, вспоминал: «Первая встреча [с духоборами] произошла в доме Веригина – почетного председателя «Союза духовных общин Христа». Иван Иванович и его жена Лукерья Петровна пригласили меня на завтрак… Стол, за которым мы завтракали, был уставлен прекрасными русскими блюдами блинами, пирогами, ватрушками, салатами. Духоборы – вегетарианцы».
Ю.Н. Сушкова, зав. кафедрой международного и европейского права Мордовского университета, автор исследования «Под небом Канады (духоборы из Мордовии в Канаде), отмечает, что в момент зарождения духоборчества, его приверженцы в основном проживали на Тамбовщине, где с VI века основным населением были финно-угорские племена мордва-мокша, с которыми у духоборов – потомков славянских племен, пришедших на эти земли, со временем сложились близкие отношения. Мордва переняла у русских поселенцев многие бытовые и строительные навыки, славяне, в свою очередь, переняли мордовскую национальную кухню. Излюбленным лакомством на Тамбовщине были пшенные мордовские блины, пекли которые большими, толстыми, воздушными и ели с топленым маслом, медом, вареньем, сметаной. У мордовского народа сложилась поговорка - «Хороший блин – животу услада и хозяевам за труд награда». Мордва - народ простой и бедный, твердой веры в православие не имел, что со временем способствовало его духовному сближению с духоборами, в составе общины которых они проделали большой исторический путь изгнания на Молочные воды, в Канаду, на Кавказ. Как отметит в своем интервью О. Алленовой, корреспонденту ж. «Коммерсантъ Власть» Н. Сухоруков, житель села. Гореловка, Грузия, в 2008 г. «у духоборов национальность никогда не была главной: среди нас были русские, мордвины, крымские татары, евреи – в каждом из нас живет Бог». Духоборческие девушки стали даже замуж выходить за мордовских парней, духоборческие парни брали в жены мордовок. В таких семьях преобладала национальная кухня мордвин, в том числе и блины на основе пшенной каши, которые стали излюбленным блюдом духоборов и на Дону. Надо отметить, что в настоящее время пшенные блины являются национальным блюдом мордвы-мокша – мокша пачат, но в отличие от более архаичного рецепта духоборской кухни, в них добавляют дрожжи, соду и жарят на растительном масле.
Источники информации.
1.Доронина Валентина Петровна, потомственная духобора, проживала с. Хлеборобное Целинского района Ростовской области в 1939-2022 гг. по приведенному рецепту выпекали блины в ее семье более века. Рецепт передан дочери Мирошниковой Н.Н.
2. Мирошникова (Доронина) Наталья Ивановна, 1964 г.р., потомственная духоборка, проживает в с. Хлеборобное, Целинского района Ростовской области.
3. Суркова (Стреляева) Марина Леонидовна, 1960 г.р., потомственная духоборка, проживает в п. Целина, Целинского района Ростовской области.
Современное состояние объекта.
Традиция приготовления духоборских блинов в Целинском районе Ростовской области существует и передается из поколения в поколение на протяжении более 100 лет. Ими угощают на праздничных мероприятиях всех уровней (День села, праздники улиц, Масленица и др.) жителей и гостей района. Они настолько популярны, что их выпекают не только в духоборческих семьях, но и другие жители района.
В 2021 г. этот вид блинов в качестве отдельного блюда был номинирован от Целинского района Ростовской области на национальном конкурсе «Вкусы России -2021» и по результатам электронного голосования занял 4 место в Ростовской области.
Духоборское лакомство («Духоборские блины») в настоящее время является одним из 44 продуктовых брендов Ростовской области (наряду с «Арбузным медом «нардек», «Багаевским огурцом», «Орловским козьим сыром» и др.), представленном на Втором национальном конкурсе региональных брендовых продуктов питания «Вкусы России» (21 июля – 7 ноября 2024 г.), организатором которого является Министерство сельского хозяйства России. Конкурс призван открыть региональным гастрономическим брендам дорогу к широкому потребителю, показать потенциал их развития и познакомить людей с разнообразием уникальных российских вкусов.
Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры.
В Целинском районе в 2021году разработан и осуществляется культурно-исторический проект «Донские духоборцы: уникальный этнокультурный мир». В целях сохранения культурного наследия духоборов и нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, с рецептом и технологией приготовления духоборских блинов знакомит фольклорная группа «Духоборочка» в музее духоборческой культуры СДК с. Хлебодарное, в районном Дворце культуры Целинского района, районном музее истории во время проведения различных мероприятий, праздников и экскурсий.
В мае 2022 и 2023 гг. целинские духоборы и работники культуры района с блинами принимали участие в Международном фестивале «Шолоховская весна» в ст. Вешенской. В 2023 г. духоборскими блинами угощали на областном празднике Масленицы в г. Азове, на экскурсиях «Свет духоборцев» в районном Дворце культуры и в ГБУК «Сальский художественный музей им. В. Нечитайло» и других мероприятиях, где также проводили мастер-классы по выпеканию блинов, гостям вручали рецепты их приготовления.
Авторы/Составители
Суркова Марина Леонидовна, зав. музеем истории МБУК « Целинский РДК» Целинского района Ростовской области.
Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы:
1. Видеозапись приготовления духоборских блинов.
Суркова Марина Леонидовна, зав. музеем истории Целинского района Ростовской области, готовит блины. Запись видео МБУК «Целинский РДК», п. Целина Ростовской области, февраль 2023 г.
http://vr/com/donduhobor?w=wall-2132262879 31
2. Фотографии:
-Потомственные духоборки Герасимова Лариса и Ларионова (Вышлова) Галина на Международном фестивале «Шолоховская весна» в ст. Вешенской за приготовлением блюд духоборской кухни, 28 мая 2022 г. Фото Н. Афанасьева, ст. Вешенская, 28.05.2022 г. http://vr/com/donduhobor?w=wall-2132262879 43
-Духоборские блины. Фото М. Сурковой, п. Целина Целинского района Ростовской области, 2022 г. http://vr/com/donduhobor?w=wall-2132262879 31
Литература.
1.Абрамова Т.Н. Бытовая культура донских духоборов (по материалам историко-бытовых экспедиций Ростовского областного музея краеведения в Целинский район Ростовской области). Сб. «Известия РОМК». Вып. 11, 2004 г. Ростов н/Д, ЗАО «Книга», 2004 г.
2. Алленова О. Как живется в Грузии русским духоборам. ж. «Коммерсантъ Власть» № 48, 09.12.2013 г.
3.Зернина А. В., Рудиченко Т.С. Пища в обрядах и праздниках духоборов. Сб. «Известия Ростовского областного музея краеведения», вып.20, Рн/Д, 2015 г.
4.Родионов А.А СССР-Канада. Записки последнего русского посла М. 2007 г.5. Сушкова Ю.Н. Под небом Канады (Духоборы из Мордовии в Канаде). Саранск, Мордовский госуниверситет, 2012 г.
Другие объекты
Есть вопрос?
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.