Народный мастер Багаджиян Асватур Капрелович: технология изготовления зурны и борозы в традиции донских армян
НАРОДНЫЙ МАСТЕР БАГАДЖИЯН АСВАТУР КАПРЕЛОВИЧ: ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУРНЫ И БОРОЗЫ В ТРАДИЦИИ ДОНСКИХ АРМЯН
Категория: Технология изготовления музыкальных инструментов
Этнос: Армяне / субэтнос: донские армяне
Язык: Русский; армянский / нор-нахичеванский диалект западно-армянского языка
Конфессиональная принадлежность: православие
Места бытования: Российская Федерация, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь
Координаты: 47°17′05″ с.ш., 39°28′56″ в.д.
Краткое описание
Зурн`а и бороз`а - духовые музыкальные инструменты, которые наряду с дав`улом (большим барабаном) составляют в культуре донских армян ансамбль их трех инструментов под названием дав`ул-зурн`а. Исполнение мелодий во время свадебного, похоронного обрядов, на торжествах и в повседневной жизни до сих пор играет важную роль для носителей этой традиции, что даёт новый импульс передаче и развитию традиционных технологий изготовления музыкальных инструментов. Если давул, как правило, изготавливался самим музыкантом, то зурну и борозу делали мастера, имевшие свои профессиональные секреты, которые до сих пор хранят их ученики. К этим секретам относятся знания об особых породах деревьев, о процессе их подготовки (вымачивание, сушка и т.п.), о составе лака и т.п. Багаджиян Асватур Капрелович является мастером по изготовлению зурны и борозы, который перенял традицию у старых профессионалов, владевших традиционными технологиями производства этих музыкальных инструментов в культуре донских армян.
Развернутое описание ОНКН
Роль мастера по изготовлению зурны и борозы трудно переоценить. Музыканты в составе давул-зурна, исполняя мелодии во время обрядов, торжеств и т.п., старались понравиться слушателям, исполнить их любимые наигрыши и поразить своим мастерством. Это приносило не только почет и уважение, но и давало возможность получить в качестве благодарности неплохое вознаграждение.
Следовательно, качественные музыкальные инструменты могли в полной мере обеспечить выполнение этих задач. Поэтому мастера по изготовлению зурны и борозы пользовались особым уважением.
Одним из таких мастеров был Калугян Абрам Аршалуйсович. По воспоминаниям односельчан, он делал качественные инструменты, которые много лет служили их владельцам. В частности, опираясь на опыт своих учителей, разработал оптимальный технологический процесс сушки абрикосового дерева, которое потом использовал в работе. Именно он стал использовать токарный станок для шлифовки уже изготовленных вручную музыкальных инструментов. Но самый главный его секрет - это особый состав лака, благодаря которому звучание инструментов долгое время остается насыщенным и звонким.
После смерти А.А. Калугяна с 2022 года его дело продолжает ученик - Багаджиян Асватур Капрелович, который долгое время проходил обучение у мастера и не только перенял у него секреты специалистов прошлого, но и сумел приумножить профессиональное мастерство изготовителей зурны и борозы. А.К. Багаджиян разработал особый рецепт клея, которым скрепляются все элементы духового инструмента. Сейчас он делает зурну и борозу из абрикосового дерева с использованием токарного станка, язычок из абано`с (эбонитового дерева).
Талантливый зурнач Асватур Сергеевич Даглдиян, 1930 г.р., зная обоих мастеров, рассказывает о развитии традиции изготовления зурны и борозы в селе Чалтырь: “Изготовитель был сперва один. На токарном станке растачивал. А зурну сначала делали из абанос - это высушенное и выпаренныюое эбонитовое дерево. Просверливают отверстия специально, строгий порядок есть у этих отверстий. Сантиметр, миллиметр, длина, масса - все имеет значение. Того человека уже нету, а молодой появился. И он делает не хуже их. Я заходил к нему, он золотой специалист” [Даглдиян].
Односельчане отмечают, что А.К. Багаджиян привозит свои инструменты на сельские праздники, ярмарки и другие массовые мероприятия. В Районном Доме культуры сушествует ансамбль “Даул-зурна”, который играет на зурне и борозе, изготовленных мастером Багаджияном.
По его собственным словам, вызывает определённое беспокойство вопрос о дальнейшей передаче традиции изготовления зурны и борозы, так как среди представителей молодого поколения он не видит живого интереса к технологии создания народных музыкальных инструментов донских армян.
Технологии изготовления зурны и борозы донских имеют много общих черт, т.к., отличаясь размером, эти два инструмента по конструкции идентичны. Они состоят из нескольких деталей, изготовленных автономно и впоследствии соединенных в единое целое. Основная трубка - коническая, с большим раструбом. На ее лицевой стороне семь игровых отверстий, а на тыльной – одно, которое расположено ниже первого лицевого. Также на лицевой стороне, в начале раструба, есть одно или два подстрочных отверстия. В верхний конец трубки вставлена вилка. Оба ее конца доходят до уровня третьего-четвертого отверстия, что даёт возможность для дополнительной подстройки зурны. В целом зурна и бороза состоят из:
1. Основной трубки с раструбом;
2. Кольца на раструбе;
3. Кольца на верхней части;
4. Вилки;
5. Трости.
Технологический процесс изготовления таких музыкальных инструментов, как зурна и бороза, в селе Чалтырь Мясниковского района является частью культурной традиции донских армян и не претерпел каких-либо существенных изменений.
Для изготовления зурны в прежние времена использовался мореный дуб. Однако в настоящее время данный материал стал редким и малодоступным. Вследствие этого в течение последних 60-70 лет зурну стали изготавливать из эбонита. Для изготовления борозы требуется выдержанная древесина ореха или абрикоса возрастом не менее 30-40 лет. Для заготовки берется часть ствола, близкая к почве, длинной 100-120 см и сушится в условиях естественной сушки в течение 3-5 лет. Затем распускается на несколько частей и далее сушится принудительно в течение 3-5 лет с целью исключения напряжения в древесине. После принудительной сушки отбираются экземпляры без дефектов (трещин, кривизны и т.п.), т.к. любой из них негативно повлияет на качество звука музыкального инструмента.
Изготовление трубки. В первую очередь изготавливается основная часть – длинная трубка с раструбом (полая внутри и конусом на конце). Для этого нужно просверлить в заготовках сквозные отверстия разного диаметра.
Длина зурны составляет 250 мм диаметр раструба – 50 мм, а длина борозы - 480 мм, диаметр раструба - 75 мм. Заготовки для зурны и борозы нужно брать с запасом по длине и диаметру, т.к. в токарном станке необходима крепкая фиксация материала.
Изготовление вилки. Неотъемлемой частью зурны и борозы является так называемая в`илка (имеет внешнее сходство со столовой вилкой, отсюда и название). У зурны и борозы вилки соответствуют размерам самих инструментов. Учитывая, миниатюрный размер вилки зурны по сравнению с вилкой борозы, требуется применение ювелирных инструментова также большая ювелирная точность и сноровка при изготовлении этих деталей. Вилка вставляется в верхнюю часть инструмента во внутрь и является неотъемлемой и важной частью всей конструкции. Вилка остоит из трех частей: головка, тело головки, сама вилка. Верхняя фигурная часть головки вытачивается из слоновой кости, которая придает красоту и изящество инструменту. Для изготовления остальных частей вилки требуется эбонит, т.к. он более универсальный материал и не подвержен растрескиванию. Внутри вилки присутствует сквозное отверстие, через которое проходит столб воздуха и попадает в основную часть зурны и борозы. Верхняя расширенная часть вилки предназначена для установки так называемой тр`ости.
Изготовление трости. Сама трость состоит из конусной трубки из серебра и особого тростника ( его собирают после сильных морозов) и насаживается специальным способом на эту трубку.
Изготовление зурны и борозы требует особого мастерства ещё и в том, что необходимо соблюдать очень точные размеры до сотых миллиметров.
После изготовления основной части с раструбом и вилки, начинается процесс сборки остальных деталей. Далее идет просверливание игровых и настроечных отверстий и настройка самого инструмента, что требует большого количества времени и усидчивости.
ПРЕДМЕТЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ
Музыкальные инструмены - зурна и бороза.
При изготовлении зурны и борозы используются следующие инструменты и материалы: станок токарный с резцами; станок сверлильный; сверла разных диаметров; развертки разных диаметров; кольца алюминиевые для раструба; кольца алюминиевые для верхней части; слоновая кость для верхней части вилки; эбонит разных диаметров; древесина орехового или абрикосового дерева.
ТЕХНОЛОГИИ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ
Технология изготовления клея и лака, которые делают звучание инструмента долгим и звонким.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ТРАДИЦИИ
Передача технологий изготовления традиционных музыкальных инструментов донских армян - зурны и борозы носит устный характер - от мастера-учителя к ученику.
СВЕДЕНИЯ О НОСИТЕЛЯХ
1. Багаджиян Асватур Капрелович, 1965 г.р., ур. с. Чалтырь, мастер по изготовлению музыкальных инструментов донских армян. Зап. в с. Чалтырь Мясниковского района РО 15 декабря 2024 г. Соб.: Архипенко Н.А.
2. Аведян Елизевета Лусегеновна, 1957 г.р., ур. с. Чалтырь, участник ансамбля донских армян «Ани», администратор театра песни, зап. в с. Чалтырь Мясниковского района РО 7 июля 2024 г. Соб.: Архипенко Н.А., Гревцова Т.Е.
3. Баян Варсеник Арамаисовна, 1961 г.р., ур. с. Чалтырь, окончила Таганрогский пед. институт, хормейстер, участник ансамбля донских армян «Ани», руководитель образцового фольклорного ансамбля "Цицернак" («Ласточка») МБУК МР "Районного дома культуры", зап. в с. Чалтырь Мясниковского района РО 7 июля 2024 г. Соб.: Архипенко Н.А., Гревцова Т.Е.
4. Даглдиян Арташес Хоренович, 1954 г.р., ур. с. Чалтырь, образование – высшее филологическое, преподаватель и переводчик португальского языка, автор книги «Новонахичеванский диалект армянского языка», проживает в г. Санкт-Петербург. Зап. в с. Чалтырь Мясниковского района РО 16 и 27 июня, 7 июля 2024 г. Соб.: Архипенко Н.А., Гревцова Т.Е.
5. Даглдиян Асватур Саркисович (Сергеевич), 1930 г.р., ур. с. Чалтырь, образование – 2 класса, затем 11 классов в вечерней школе, неоконченное ФЗО, курсы пчеловодов, работал проходчиком на шахте, руководителем духового ансамбля в с. Чалтырь, пчеловодом. Зап. в с. Чалтырь Мясниковского района РО 16 и 27 июня 2024 г. Соб.: Архипенко Н.А., Гревцова Т.Е.
ИСТОРИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ФИКСАЦИИ
1. Фольклорно-этнографическая экспелиция Ростовского областного дома народного творчества 2024 года, с. Чалтырь Мясниковского района
2. Материалы Историко-этнографического музея с. Чалтырь.
3. Мастерская А.К. Багаджияна.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕКТЕ
1. Хурдаян К.Д. Музыкальная культура донских армян // Культура донского края ю: страницы истории. Ростов-на-Дону, 2012.
2. Фонды Историко-этнографического мущея
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Видеорепортаж ТРК “ДОН-ТР”.
2. Фотографии с изображением работ мастера.
3. Фотоматериалы: Хевонд Гайбарян, с. Чалтырь Мясниковского района.
АВТОР (СОСТАВИТЕЛЬ) МАТЕРИАЛОВ ОБ ОБЪЕКТЕ
Багаджиян Асватур Капрелович, мастер по изготовлению традиционных музыкальных инструментов донских армян.
Мангасарян Валентина Аванесовна, директор МБУК МР “Районный дом культуры”.
Архипенко Наталья Анатольевна – кандидат филологических наук, методист отдела народного творчества и национальных культур ГАУК РО "ОДНТ".
Другие объекты
Есть вопрос?
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.