г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1

+7 (863) 251-66-09 Поиск
> г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1
+7 (863) 251-66-09
назад к реестру ОДНТ

Музыкальная культура донских армян: ансамбль давул-зурна

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОНСКИХ АРМЯН: АНСАМБЛЬ ДАВУЛ-ЗУРНА
Категория: Музыкально-инструментальная культура

Этнос: Армяне / субэтнос: донские армяне
Язык: Русский; армянский / нор-нахичеванский диалект западно-армянского языка
Конфессиональная принадлежность: православие
Места бытования: Российская Федерация, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь
Координаты: 47°17′05″ с.ш., 39°28′56″ в.д.

Краткое описание
Дав`ул-зурн`а - это музыкальный ансамбль, сочетающий, как правило, два инструмента - дав`ул (большой барабан) и зурн`у (деревянный духовой музыкальный инструмент). Эти инструменты по отдельности или в сочетании используются в музыкальных культурах разных народов на Кавказе, в Средней Азии, на Балканах.
Дав`ул - большой двусторонний барабан, на котором играют двумя видами палочек - большой (толстой) и малой (тонкой). Первая служит для отбивания сильных долей левой рукой со стороны более толстой кожи барабана. Слабые доли и особые ритмические рисунки выполняются правой рукой более тонкой палочкой, используя, соответственно, более тонкую мембрану барабана.
Помимо давула, традиционно в подобные ансамбли входит также и зурн`а - духовой язычковый музыкальный инструмент с ярким и пронзительным тембром типа свирели.
Однако в культуре донских армян сформировалось очень яркое своеобразие этого музыкального ансамбля. В первую очередь, это состав инструментов. Помимо привычных - даву`ла и зурн`ы, в него входит и бороз`а - язычковый духовой инструмент, похожий на зурну, но имеющий в два раза большие размеры и более мягкий звук на октаву ниже.
Музыкальный ансамбль давул-зурна, состоящий из трех инструментов, тесно вошёл в обрядовую и повседневную жизнь донских армян и занимает важное место в материальной и духовной культуре.

Развернутое описание ОНКН
Село Чалтырь - административный центр Мясниковского района Ростовской области - было основано переселенцами с полуострова Крым, которые, согласно Указу Екатерины Второй, с 1779 года начинают перемещаться “в округу крепости святого Димитрия Ростовского”. Помимо села Чалтырь, армяне-переселенцы основывают ещё четыре населенных пункта - Крым, Большие Салы, Султан-Салы и Несветай, а также город Нор-Нахичеван, который сейчас является частью Ростова-на-Дону.
Первоначально в составе музыкальной группы давул-зурна у донских армян было два инструмента так же, как и у других этнических групп - барабан (давул) и духовой инструмент типа свирели (зурна).
По данным Чалтырского историко-этнографического музея, корпус давула у донских армян изготавливается из трехслойной сосновой фанеры. Две мембраны барабана отличаются друг от друга. Одна (более плотная) делается из кожи козла возрастом не менее 3-х лет, на ней играют чохм`аром (колотушкой). Как пишет К. Хурдаян в своей статье “Ансамбль Давул-зурна”, колотушка вытачивается на токарном станке и делается из пальмового дерева, поскольку оно очень гладкое и не стирает кожу [Хурдаян]. Вторая мембрана производится из кожи молодого теленка возрастом 2-3 месяца. Для игры на ней используют тблхи, или чубу`х (плоскую бамбуковую трость с изгибом). Чохмар держат в левой руке, отбивая им сильную долю и меняя высоту звука при помощи игры то посередине, то по краю. Чубух находится в правой руке и им отыгрывают слабую долю и разные ритмические рисунки. А.С. Даглдиян, участник ансамбля давул-зурна в качестве зурнач`и - исполнителя на зурне, так характеризует звучание давула: “С одной стороны колотушка, а с другой - хворостинка такая толстенькая. Аккомпанируешь ею. И она издает совершенно удивительный звук. Колотушка сильную долю даёт музыки, а чубух аккомпанирует” [Даглдиян А.С.].
Описывая изготовление и использование давула, К.Хурдаян отмечает, что давулы изготавливали сами музыканты, стараясь сделать их более легкими и приспособленными для игры стоя и на ходу. Если музыкант сидит, то держит инструмент на правом колене, но не на земле или на полу. К барабану крепится широкий ремешок, чтобы удерживать его. В качестве примера игры в движении автор статьи приводит исполнение свадебных мелодий во время гасн`ара, когда все гости со стороны жениха в сопровождении давул-зурна идут за невестой к ее дому: “Звук на давуле громкий и ноский, его слышно очень далеко. Когда приближается гаснар, вначале, еще издали, слышен давул, а после - зурна и бороза” [Хурдаян]. Особенности звукоизвлечения и звучания давула диктуют расположение музыкантов по отношению друг к другу: давулч`и (исполнитель на давуле) находится справа от зурнач`и (исполнитель на зурне) и борозач`и (на борозе), чтобы последние могли отчетливо слышать звуки от чохмара (большой колотушки), так как это ритмическая основа любой мелодии.
Вторым инструментом, исторически входившим в состав ансамбля, был духовой музыкальный инструмент - зурна, обладающая диапазоном в полторы октавы и имеющая высокий пронзительный звук. Зурна представляет собой основную коническую трубку, имеющую большой раструб. На ее верхней стороне семь игровых отверстий, а на тыльной – одно, которое расположено ниже первого (лицевого). На лицевой стороне, в начале раструба есть одно или два подстрочных отверстия. В верхний конец трубки вставляют вилку. Оба конца вилки доходят до уровня третьего-четвертого отверстия, чем и достигается дополнительная подстройка зурны [Багаджиян А.К.].
По воспоминаниям А.С Даглдияна, в начале 20 века появляется и третий инструмент - бороз`а: “Первым, кто стал играть на борозе, был брат моей бабушки. До этого я не слышал. Бабушка умерла в 1945 году, так вот ее старший брат, он придумал это. И с того времени - два духовых инструмента и барабан” [Даглдиян]. И зурна, и бороза - это духовые музыкальные инструменты, традиционно изготовлявшиеся из недозрелого камыша (хамиш`е-бороз`а и хамиш`е-зурн`а) и звучавшие в октаву. Бороза примерно в два раза больше и звук издает более низкий. В более позднее время, в том числе и современные мастера, например, Абрам Аршалуйсович Калугян, стали изготавливать зурну и борозу из абрикосового дерева. Согласно народной этимологии, название борозы родилось в результате звукоподражания. “Сперва всем показалось, что звук у борозы грубый, темный; зурначи говорили: “Фууу! Какой-то “бур-бур-бур”. Ну что это за звук такой? Вот так и получилось название бороза, потому что “бур-бур-бур”. А со временем очень необходимым стал этот инструмент” [Даглдиян А.С.].
По мнению многих жителей села Чалтырь, бороза делает звучание более гармоничным и красивым. Из воспоминаний зурначи Даглдияна Аватура Сергеевича: “Вот как-то один кавказский человек, знаток, попал к нам. А у них мягкий такой зурна, источник звука совсем другой. И вот как начала наша зурна, а он: “Ой-ой-ой, что за звук такой, голова болит!” А вот когда вместе с ней бороза октавой ниже смягчает, обволакивает как бы - и звучание совсем другое, приятно бывает” [Даглдиян А.С.].
Играть на зурне и борозе обучали мастера, старые музыканты с непререкаемым авторитетом. После того как осваивали азы исполнения, могли приходить и разучивать отдельные мелодии, которые были очень популярны среди слушателей, и, соответственно, за них музыканты могли получить хорошие деньги. Если учитель не знал этой мелодии, то отправлял к своему старшему коллеге. Вот как вспоминает процесс обучения игре на зурне у своего учителя Хачадура Асватур Сергеевич Даглдиян: “И вот я к нему пошёл, втроем мы пошли. Сказали: “Определенные мелодии хотим учить. Нам заказали, а мы не знаем”. А он знает. Сыграл он на зурне, а потом: давайте, вы играйте. Один сыграл, другой сыграл, я тоже сыграл. После занятия он сказал: “Один из троих всех переборет, лучше всех будет играть”. Это он меня имел в виду. Наверное, заметил что-то. А я абсолютно не думал, что я лучше” [Даглдиян А.С.].
О талантливых музыкантах рассказывают легенды. Например, такую: “Джирин Хачатур был приглашен играть на зурне во дворец русского царя вместе с давулчи. На торжествах также играл и духовой оркестр. Царь приказал оркестру сыграть новый марш, музыканты не знали его. Тогда Хачатур поднял свою зурну и исполнил этот марш. Царь подарил ему именные золотые часы” [Из материалов ИЭМ].
В армянских селах имелось большое количество исполнителей-виртуозов на зурне, борозе, давуле, причем в каждом селе существовало несколько составов ансамблей давул-зурна. В памяти жителей сохранилось много имен известных музыкантов, которых вспоминают с глубоким уважением и любовью. Осталось много песен, названных их именами.
Музыка ансамбля давул-зурна прочно вошла во многие сферы культуры донских армян, например, в свадебную и погребально-поминальную обрядность. Для этих случаев музыканты выбирали особые мелодии. Кроме того, у многих семей была посвященная этому роду композиция, которую часто заказывали музыкантам. В процессе половозрастной коммуникации мелодии служили способом познакомиться с девушкой и выразить ей свою симпатию.
В селе Чалтырь до сих пор существует несколько профессиональных и любительских ансамблей давул-зурна, что свидетельствует о важности музыкальной составляющей культуры донских армян.

ПРЕДМЕТЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ
Музыкальные инструменты - давул, зурна и бороза.

ТЕХНОЛОГИИ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ
Технологии изготовления музыкальных инструментов.

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ТРАДИЦИИ
Традиция музыкального исполнения мелодий в ансамбле давул-зурна имеют устный характер передачи - от учителя-музыканта к ученику.

СВЕДЕНИЯ О НОСИТЕЛЯХ
1. Аведян Елизавета Лусегеновна, 1957 г.р., ур. с. Чалтырь, участник ансамбля донских армян «Ани», администратор театра песни, зап. в с. Чалтырь Мясниковского района РО 7 июля 2024 г. Соб.: Архипенко Н.А., Гревцова Т.Е.
2. Баян Варсеник Арамаисовна, 1961 г.р., ур. с. Чалтырь, окончила Таганрогский пед. институт, хормейстер, участник ансамбля донских армян «Ани», руководитель образцового фольклорного ансамбля "Цицернак" («Ласточка») МБУК МР "Районного дома культуры", зап. в с. Чалтырь Мясниковского района РО 7 июля 2024 г. Соб.: Архипенко Н.А., Гревцова Т.Е.
3. Даглдиян Арташес Хоренович, 1954 г.р., ур. с. Чалтырь, образование – высшее филологическое, преподаватель и переводчик португальского языка, автор книги «Новонахичеванский диалект армянского языка», проживает в г. Санкт-Петербург. Зап. в с. Чалтырь Мясниковского района РО 16 и 27 июня, 7 июля 2024 г. Соб.: Архипенко Н.А., Гревцова Т.Е.
4. Даглдиян Асватур Саркисович (Сергеевич), 1930 г.р., ур. с. Чалтырь, образование – 2 класса, затем 11 классов в вечерней школе, неоконченное ФЗО, курсы пчеловодов, работал проходчиком на шахте, руководителем духового ансамбля в с. Чалтырь, пчеловодом. Зап. в с. Чалтырь Мясниковского района РО 16 и 27 июня 2024 г. Соб.: Архипенко Н.А., Гревцова Т.Е.




ИСТОРИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ФИКСАЦИИ

1. Фольклорно-этнографическая экспедиция Ростовского Областного дома народного творчества 2024 года, с. Чалтырь Мясниковского района

2. Материалы Историко-этнографического музея с. Чалтырь

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕКТЕ
1. Хурдаян К.Д. Музыкальная культура донских армян // Культура донского края ю: страницы истории. Ростов-на-Дону, 2012.
2. Фонды Историко-этнографического музея.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Отрывок из интервью с Даглдияном Асватуром Сергеевичем, 1930 г.р.
2. Фото 1. Ансамбль давул-зурна. Фото из фондов Историко-этнографического музея села Чалтырь.
2. Фото 2. Выступление ансамбля давул-зурна на сцене на сцене. Фото из фондов Историко-этнографического музея села Чалтырь.
3. Фото 3. Инструменты в доме известного исполнителя на зурне (зурначи) Асватура Сергеевича Даглдияна, 1930 г.р. Фото из материалов экспедиции ОДНТ в с. Чалтырь Мясниковского района, июль-август 2024.
4. Фото 4. Известный исполнитель на зурне Асватур Сергеевич Даглдиян, бывший руководитель ансамбля “Давул-зурна”. Фото из личного архива Даглдияна Асватура Сергеевича.
5. Современная нотная запись партии зурны. Фото из материалов экспедиции ОДНТ в с. Чалтырь Мясниковского района, июль-август 2024

АВТОР (СОСТАВИТЕЛЬ) МАТЕРИАЛОВ ОБ ОБЪЕКТЕ
Сост. Архипенко Наталья Анатольевна – кандидат филологических наук, методист отдела народного творчества ГАУК РО “ОДНТ

Другие объекты

Есть вопрос?

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Обязательное поле
Недопустимое значение