Rectangleglasses (1)photo
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A
A
A
Цвет фона сайта
Изображения
Интервал между буквами
Hормальный
Увеличенный
Большой
Версия для слабовидящих

ДОНСКОЙ КАЗАЧИЙ ОБХОДНОЙ ОБРЯД НА ВАСИЛЬЕВ ВЕЧЕР "ПЕТЬ КОЗЛИКА"

Категория:
календарные обряды

Этнос:
донские казаки

Язык:
донской диалект русского языка

Конфессиональная принадлежность:
православие

Места бытования:
хутор Потапов, Волгодонский район, Ростовская область

Краткое описание: Петь козлика – пение речитативного текста вопросно-ответной структуры у донских казаков хутора Потапов Волгодонского района. Под старый новый год, как только сядет солнце, ватаги детей ходят по дворам и колядуют – «поют козлика». Приход детей и пение считается пожеланием счастья, удачи, поэтому их чествуют подарками – дают конфеты, орехи, мелкие деньги. Традиция «петь козлика» фиксирована А.М. Листопадовым в конце XIX века в некоторых хуторах и станицах.

Подробнее:

Современное бытование объекта
«Петь козлика» традиция обхода дворов молодежью и детьми с целью величания или колядования накануне Нового года. В настоящее время традиция сохраняется в хуторе Потапов, а как память о традиции сохраняется в хуторе Лагутин и станице Романовской.
Историческое бытование:
Впервые традиция пения козлика, в виде обычая обхода молодежью дворов, была зафиксирована в конце XIX века А.М. Листопадовым в хуторе Ясеневский Екатерининской станицы, где молодежь с наступлением темноты, начинала обход дворов под Новый год и станице Акишевской, в которой козлика пели накануне Рождества. Традиция под Новый год петь козлика была известна в станице Верхне-Каргальской, откуда он распространился на соседние хутора и станицу Романовскую, вместе с переселенцами из Каргальской. 
Текст песни содержит информацию, относящуюся к ранней истории казачества, в которой отражен выбор донских казаков в пользу белого царя, а не польского короля. Попытки позвать донцов на службу делались польским королем с первой четверти XVII в. Также, в тексте «козлика» отражен способ подготовки коня к походу, когда перед походом его откармливали, поэтому вопросы и ответы в песне касаются бруска, косы и сена, которые необходимы коню перед походом. Образ «козлика», видимо, является необходимым атрибутом обходчиков на Васильев вечер (Новый год) и его можно соотнести с известным образом «еленя», символа донского казачества.
«Пение козлика» являются сохраняемым обрядом в хуторе Потапов, в который он мог прийти с первыми переселенцами из станицы Каргальской (которую местные казаки называют Каргалы).
Объект обнаружен во время этнографической экспедиции д.ф.н. профессора Ярового А.В. по теме состязательные и обрядовые традиции донских казаков. Съемка объекта и его фиксация осуществлялась непосредственно вечером 13 января 2023 года, был снят обход дворов мальчиками по хутору Потапов.
5. СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОНКН
«Пение козлика» в настоящее время существует в виде ежегодных обходов дворов детьми, которых к этому стимулируют подарки, мелкие деньги и родители, отпускающие детей «как только стемнеет», до 20.00. После этого времени обходы завершаются.
Форма бытования объекта аутентичная, она не подвергалась ни реконструкции, ни восстановлению. Обычай никогда не прерывался, изначально в нем участвовали молодежь, дети и взрослые, однако к началу настоящего столетия возраст участников сильно помолодел, в настоящее время поют козлика дети, иногда колядовать ходят единичные взрослые.
Обычай заключается в сборе детей в определенном месте, обычно инициативный из них управляет «гулебной компанией», определяют сообща к кому будут идти. Заходят во двор, в котором хозяева поджидают гостей, оставляют включенным свет, не запирают ворота. Подойдя к дверям дома дети стучатся, и появившемуся хозяину начинают «петь козлика». Если дверь открывает женщина, то она обязательно зовет хозяина дома. После пения, хозяева благодарят обходчиков и угощают их конфетами и мелкими деньгами. Раньше угощали испеченными бубликами, кругликами (разрезанными на части), салом, сахаром, простыми пышками, помазанными медом и сметаной). Когда в обходе участвовали взрослые и молодежь, то они наряжались так, что хозяева их не узнавали. Женщины наряжались в цыганок. При советской власти этот обычай осуждался, говорили, что таким образом славят царя. Но несмотря на это обычай проходил ежегодно.
По сообщению Листопадова в конце XIX века обходчики, заходя во двор спрашивали: «Проскакать вам козлика?», им отвечали: «А ну, скачите». 
После исполнения козлика (по Листопадову) молодежь спрашивала: «Кого величать?» - «Величайте Ванюшку!» И пели величальную. В настоящее время звучат присказки из колядок: «Открывайте сундучки, доставайте пяточки». Если хозяева дома не открывали или гасили свет и прятались от обходчиков, то обходчики снимали ворота, подпирали двери, замазывали окна грязью.
Обычай постепенно подвергается изменениям, уменьшается местное, старожильное население, в хуторе проживает много турок-месхетинцев мусульманского вероисповедания, приехавших в 90-е годы. Молодежь уезжает в большие города, старшее поколение стареет. Все это создает угрозу существования объекта. 
Этнологический аспект
Объект является частью святочной календарной обрядности донских казаков. В нем содержатся основание для сохранения этнической идентичности людей, знающих что они сами и их предки проживали на этом месте несколько сотен лет и называются донскими казаками, без соотношения себя с каким-либо казачьим обществом или школой со статусом «казачья». Элементы казачьей справы: фуражки, шаровары, не являются одеждой для ряженных, а используется как праздничная одежда.
Лингвистический аспект
Текст «козлика» в хуторе Потапов заметно отличается от записи Листопадова. конца XIX века. Возможное распространение сюжета, происходило с Северского Донца, где были сделаны записи Листопадова, и в Романовский юрт, с переселенцами из верхнего Дона, где сюжет службы белому царю вплетается в кликанье Авсеня, что не отменяет и вероятность бытования «козлика» как самостоятельного сюжета казаков, проживающих в станицах по Среднему Дону.

По Листопадову станица Екатериновская, хутор Ясеновский

Хутор Потапов информатор Н.Арьков

«Скакал, скакал козлик
По бабкиной клетке
Что ты козлик скачешь?
Ищу, ищу брусик!
На что тебе брусик?
Косу точити!
На что тебе косу?
Сено косити!
На что тебе сено?
Коня кормити!
На что тебе коня?
На службу итити!
Не служи королю,
Служи белому царю, -
Наш царь государь
Он помиловаить,
Он помиловаить
Он пожаловаить
Коня в седле
В золотой вузде».

"Скакал, скакал козлик
По бабкиной клетке,
По дедовой беседке.
- Куда козлик скачешь?
- Брусок ищу.
- Зачем тебе брусок?
- Косу точить.
- Зачем тебе коса?
-Сена косить.
-Зачем тебе сено?
- Коня кормить.
- Зачем тебе конь?
- На службу итить.
Не служи ты королю,
Служи батюшке царю"


Особенностью исполнения «козлика» - форсированный звук. В соседней станице Романовской говорили «драть козлика», что означало исполнять его «дикими» голосами, криком.
При пении козлика, а также во время разговора с хозяевами дома, в который пришли обходчики, слышны диалектизмы в произношении: казащёк, итить и проч. 
ПРЕДМЕТЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ
По рассказам старожилов раньше, когда колядовала молодежь носили с собой гармонь, бубен, играя в них по улице во время обходов. В настоящее время костюмы ряженных (цыган, цыганка и т.п.) не сохраняется, поскольку изменился половозрастной состав обходчиков (сегодня это только мальчики и подростки). Используется современный традиционный казачий костю, включающий в себя: шаровары с лампасами, сапоги или вязанные носки с чириками, рубаху с прямым воротом, фуражку с красным околышком или папаху. Дети берут с собой сумки, раньше могли брать небольшой мешок (оклунок) и делили (дуванили) наколядованное. 
ТЕХНОЛОГИИ ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ
В качестве технологий можно отметить исполнение речитативом «козлика».
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ТРАДИЦИИ.
Традиция передается естественным путем от старших к младшим, без какого-либо участия образовательных учреждений. Текст «козлика» исполняется старшими, а младшие его повторяют. Иногда обходчики специально репетируют тексты, чтобы было складно. 
Особую роль в передачи традиции, с недавнего времени, стала занимать «Школа шермиций» х.Потапова (рук.Божко С.В.), которая соединяет старшее и младшее поколение жителей хутора, передает тексты «козлика», учит нормам поведения младших, на основе рассказов и показа старшими казаками.

Фотографии:


Видео:


Справочная информация:

Листопадов А.М. Песни донских казаков Т.4.
Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. 
Рыблова М.А. Календарные праздники донских казаков. Волгоград, 2016.
Виноградова Л.Н. Обходные обряды // Славянские древности. Т.3. М., 2004.
Виноградова Л.Н. Овсень // Славянские древности. Т.3. М., 2004.
Проценко Б.Н. Две авсениевые песни на казачьем Дону // Славянская традиционная культура и современный мирю Сборник материалов научно-практической конференции. М., 2002.
Полевые записи Ярового А.В. 2023 г. х. Потапов Волгодонского района. 

СВЕДЕНИЯ О ДЕЙСТВИИ НАД/С ОНКН
Сохранение объекта осуществляется Ассоциацией шермиций в лице Школы шермиций хутора Потапов, под руководством Божко С.В. и помощи Арькова Н.П. Школа шермиций занимается популяризацией объекта, снимая обходчиков и размещая их пение на казачьих сайтах.

ЛИЦО, ИМЕЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ОНКН
Носитель: казак хутора Потапов Арьков Николай Павлович.
Исполнители: дети хутора Потапов, воспитанники Школы шермиций х. Потапов
Исследователь: Яровой А.В.
Хранитель: руководитель Школы шермиций Божко С.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМЕЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ОНКН
АССОЦИАЦИЯ (СОЮЗ) СОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЯ КАЗАЧЬИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА И НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА “ШЕРМИЦИИ” РФ, 344000, Ростовская область, город Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, д 151, http://shermicii.ru/ shermiсii@yandex.ru +7 928-227-43-37

Сост. Д.ф.н. проф. А.В. Яровой

На карте: