ДОНСКОЙ КАЗАЧИЙ ОБХОДНОЙ ОБРЯД НА ВАСИЛЬЕВ ВЕЧЕР "ПЕТЬ КОЗЛИКА"
Категория:
календарные обряды
Этнос:
донские казаки
Язык:
донской диалект русского языка
Конфессиональная принадлежность:
православие
Места бытования:
хутор Потапов, Волгодонский район, Ростовская область
Краткое описание: Петь козлика – пение речитативного текста вопросно-ответной структуры у донских казаков хутора Потапов Волгодонского района. Под старый новый год, как только сядет солнце, ватаги детей ходят по дворам и колядуют – «поют козлика». Приход детей и пение считается пожеланием счастья, удачи, поэтому их чествуют подарками – дают конфеты, орехи, мелкие деньги. Традиция «петь козлика» фиксирована А.М. Листопадовым в конце XIX века в некоторых хуторах и станицах.
Современное бытование объекта
«Петь козлика» традиция обхода дворов молодежью и детьми с целью величания или колядования накануне Нового года. В настоящее время традиция сохраняется в хуторе Потапов, а как память о традиции сохраняется в хуторе Лагутин и станице Романовской.
Историческое бытование:
Впервые традиция пения козлика, в виде обычая обхода молодежью дворов, была зафиксирована в конце XIX века А.М. Листопадовым в хуторе Ясеневский Екатерининской станицы, где молодежь с наступлением темноты, начинала обход дворов под Новый год и станице Акишевской, в которой козлика пели накануне Рождества. Традиция под Новый год петь козлика была известна в станице Верхне-Каргальской, откуда он распространился на соседние хутора и станицу Романовскую, вместе с переселенцами из Каргальской.
Текст песни содержит информацию, относящуюся к ранней истории казачества, в которой отражен выбор донских казаков в пользу белого царя, а не польского короля. Попытки позвать донцов на службу делались польским королем с первой четверти XVII в. Также, в тексте «козлика» отражен способ подготовки коня к походу, когда перед походом его откармливали, поэтому вопросы и ответы в песне касаются бруска, косы и сена, которые необходимы коню перед походом. Образ «козлика», видимо, является необходимым атрибутом обходчиков на Васильев вечер (Новый год) и его можно соотнести с известным образом «еленя», символа донского казачества.
«Пение козлика» являются сохраняемым обрядом в хуторе Потапов, в который он мог прийти с первыми переселенцами из станицы Каргальской (которую местные казаки называют Каргалы).
Объект обнаружен во время этнографической экспедиции д.ф.н. профессора Ярового А.В. по теме состязательные и обрядовые традиции донских казаков. Съемка объекта и его фиксация осуществлялась непосредственно вечером 13 января 2023 года, был снят обход дворов мальчиками по хутору Потапов.
5. СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОНКН
«Пение козлика» в настоящее время существует в виде ежегодных обходов дворов детьми, которых к этому стимулируют подарки, мелкие деньги и родители, отпускающие детей «как только стемнеет», до 20.00. После этого времени обходы завершаются.
Форма бытования объекта аутентичная, она не подвергалась ни реконструкции, ни восстановлению. Обычай никогда не прерывался, изначально в нем участвовали молодежь, дети и взрослые, однако к началу настоящего столетия возраст участников сильно помолодел, в настоящее время поют козлика дети, иногда колядовать ходят единичные взрослые.
Обычай заключается в сборе детей в определенном месте, обычно инициативный из них управляет «гулебной компанией», определяют сообща к кому будут идти. Заходят во двор, в котором хозяева поджидают гостей, оставляют включенным свет, не запирают ворота. Подойдя к дверям дома дети стучатся, и появившемуся хозяину начинают «петь козлика». Если дверь открывает женщина, то она обязательно зовет хозяина дома. После пения, хозяева благодарят обходчиков и угощают их конфетами и мелкими деньгами. Раньше угощали испеченными бубликами, кругликами (разрезанными на части), салом, сахаром, простыми пышками, помазанными медом и сметаной). Когда в обходе участвовали взрослые и молодежь, то они наряжались так, что хозяева их не узнавали. Женщины наряжались в цыганок. При советской власти этот обычай осуждался, говорили, что таким образом славят царя. Но несмотря на это обычай проходил ежегодно.
По сообщению Листопадова в конце XIX века обходчики, заходя во двор спрашивали: «Проскакать вам козлика?», им отвечали: «А ну, скачите».
После исполнения козлика (по Листопадову) молодежь спрашивала: «Кого величать?» - «Величайте Ванюшку!» И пели величальную. В настоящее время звучат присказки из колядок: «Открывайте сундучки, доставайте пяточки». Если хозяева дома не открывали или гасили свет и прятались от обходчиков, то обходчики снимали ворота, подпирали двери, замазывали окна грязью.
Обычай постепенно подвергается изменениям, уменьшается местное, старожильное население, в хуторе проживает много турок-месхетинцев мусульманского вероисповедания, приехавших в 90-е годы. Молодежь уезжает в большие города, старшее поколение стареет. Все это создает угрозу существования объекта.
Этнологический аспект
Объект является частью святочной календарной обрядности донских казаков. В нем содержатся основание для сохранения этнической идентичности людей, знающих что они сами и их предки проживали на этом месте несколько сотен лет и называются донскими казаками, без соотношения себя с каким-либо казачьим обществом или школой со статусом «казачья». Элементы казачьей справы: фуражки, шаровары, не являются одеждой для ряженных, а используется как праздничная одежда.
Лингвистический аспект
Текст «козлика» в хуторе Потапов заметно отличается от записи Листопадова. конца XIX века. Возможное распространение сюжета, происходило с Северского Донца, где были сделаны записи Листопадова, и в Романовский юрт, с переселенцами из верхнего Дона, где сюжет службы белому царю вплетается в кликанье Авсеня, что не отменяет и вероятность бытования «козлика» как самостоятельного сюжета казаков, проживающих в станицах по Среднему Дону.
По Листопадову станица Екатериновская, хутор Ясеновский | Хутор Потапов информатор Н.Арьков |
«Скакал, скакал козлик | "Скакал, скакал козлик |
Особенностью исполнения «козлика» - форсированный звук. В соседней станице Романовской говорили «драть козлика», что означало исполнять его «дикими» голосами, криком.
При пении козлика, а также во время разговора с хозяевами дома, в который пришли обходчики, слышны диалектизмы в произношении: казащёк, итить и проч.
ПРЕДМЕТЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ
По рассказам старожилов раньше, когда колядовала молодежь носили с собой гармонь, бубен, играя в них по улице во время обходов. В настоящее время костюмы ряженных (цыган, цыганка и т.п.) не сохраняется, поскольку изменился половозрастной состав обходчиков (сегодня это только мальчики и подростки). Используется современный традиционный казачий костю, включающий в себя: шаровары с лампасами, сапоги или вязанные носки с чириками, рубаху с прямым воротом, фуражку с красным околышком или папаху. Дети берут с собой сумки, раньше могли брать небольшой мешок (оклунок) и делили (дуванили) наколядованное.
ТЕХНОЛОГИИ ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ
В качестве технологий можно отметить исполнение речитативом «козлика».
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ТРАДИЦИИ.
Традиция передается естественным путем от старших к младшим, без какого-либо участия образовательных учреждений. Текст «козлика» исполняется старшими, а младшие его повторяют. Иногда обходчики специально репетируют тексты, чтобы было складно.
Особую роль в передачи традиции, с недавнего времени, стала занимать «Школа шермиций» х.Потапова (рук.Божко С.В.), которая соединяет старшее и младшее поколение жителей хутора, передает тексты «козлика», учит нормам поведения младших, на основе рассказов и показа старшими казаками.
Листопадов А.М. Песни донских казаков Т.4.
Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии.
Рыблова М.А. Календарные праздники донских казаков. Волгоград, 2016.
Виноградова Л.Н. Обходные обряды // Славянские древности. Т.3. М., 2004.
Виноградова Л.Н. Овсень // Славянские древности. Т.3. М., 2004.
Проценко Б.Н. Две авсениевые песни на казачьем Дону // Славянская традиционная культура и современный мирю Сборник материалов научно-практической конференции. М., 2002.
Полевые записи Ярового А.В. 2023 г. х. Потапов Волгодонского района.
СВЕДЕНИЯ О ДЕЙСТВИИ НАД/С ОНКН
Сохранение объекта осуществляется Ассоциацией шермиций в лице Школы шермиций хутора Потапов, под руководством Божко С.В. и помощи Арькова Н.П. Школа шермиций занимается популяризацией объекта, снимая обходчиков и размещая их пение на казачьих сайтах.
ЛИЦО, ИМЕЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ОНКН
Носитель: казак хутора Потапов Арьков Николай Павлович.
Исполнители: дети хутора Потапов, воспитанники Школы шермиций х. Потапов
Исследователь: Яровой А.В.
Хранитель: руководитель Школы шермиций Божко С.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМЕЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ОНКН
АССОЦИАЦИЯ (СОЮЗ) СОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЯ КАЗАЧЬИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА И НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА “ШЕРМИЦИИ” РФ, 344000, Ростовская область, город Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, д 151, http://shermicii.ru/ shermiсii@yandex.ru +7 928-227-43-37
Сост. Д.ф.н. проф. А.В. Яровой