Мужской донской казачий танец с использованием характерного оружия донских казаков
В период сражений пика, нагайка, шашка являлись грозным оружием донского казака, но на привале, после короткого отдыха, услышав звуки гармони или под казачью песню, донские казаки самобытно выражали в танце удаль и мастерство, демонстрировали виртуозное владение историческим оружием.
Нагайка - опасное и мощное оружие в умелых руках. Она использовалось и в пешем, и в конном бою.
Раньше познание техники владения этим оружием начиналось, когда мальчику исполнялось 8 лет. Его переселяли в мужскую часть куреня и приглашали в Казачий Круг. Вначале казачонок учился работать только с одной нагайкой, вращая ее в разных направлениях и плоскостях. Акцент при этом делался на том, что глаза должны быть открыты для того, чтобы четко видеть, не бояться нагайку и иметь обзор. Именно приобретённые в счастливые годы детства навыки помогали стать казаку лучшим в том ремесле, для которого он был рождён - военной службе.
Пика на протяжении столетий была излюбленным оружием донских казаков.
Из седой древности несли степные воины традицию использования ударного копья - пики в тесном конном построении. Донцы упорно держались дедовского обычая применения пики вплоть до начала ХХ столетия. Являясь страшным оружием таранного типа, пика, при виртуозном её использовании, превращалась в непобедимое оружие.
Шашка - холодное рубящее и колющее оружие.
Славу ей, как оригинальному виду оружия, принесло казачество. Исторически фиксируется соревнование в танце с оружием «кто кого перетанцует», во время танца соперники использовали танцевальный способ передвижения на ограниченном пространстве, совершали вращательные действия с оружием, перехваты и рубящие удары. По-видимому, таким путем проходила передача опыта, знакомство с традицией, а дальше мастерство развивалось в практике боев и просмотра других поединков.
На сцене, работая с нагайкой или шашкой (клинком) в хореографических номерах, необходимо надевать темляк для безопасности работы с оружием. Темляк – петля ременная с кистью на эфесе шашки, помогал удерживать оружие в руке во время боя.
Кропотливый труд многих поколений хореографов области позволил по крупицам собрать многое из золотых россыпей народного творчества донских казаков.
Сегодня в репертуаре хореографических коллективов, ансамблях песни и пляски исполняются игровой мужской казачий танец и боевой. Характер этих танцев отличается. У них совершенно разная энергетика, смысл, философия. Игровой может быть полушутливым, где-то - несерьезным, а в казачьем боевом танце заложена некая метафизика, сакральность, мировоззрение, философия. В донском мужском казачьем танце заложена особая ментальность. Казаки – исторически люди пограничные, служивые и психологически всегда готовы к тому, что завтра придется расстаться с жизнью. Поэтому и веселятся, и танцуют казаки по-особому – как в последний день перед боем.