Rectangleglasses (1)photo
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A
A
A
Цвет фона сайта
Изображения
Интервал между буквами
Hормальный
Увеличенный
Большой
Версия для слабовидящих

Донская казачья кадриль

Донская казачья кадриль – реконструкция аутентичного казачьего танца-игры, который танцевался всесезонно жителями Верхнего, Среднего и Нижнего Дона до 1965 года. Работа по сбору фольклорно-этнографического танцевального материала, реконструкции кадрили, актерского действия, музыкального наполнения, костюмов и реквизита танца осуществлена заслуженным работника культуры России Анатолием Изотовым – руководителем народного ансамбля танца «Казачок» МБУК РДК Усть-Донецкого района Ростовской области.

Сегодня донская кадриль исполняется хореографическими коллективами народного творчества Ростовской области только на сценических площадках, гуляниях, праздниках. Бытование на Дону кадрили характерно для начала – первой половины XIX века. Оркестровая танцевальная музыка проникает в быт донской столицы, а затем и станиц, благодаря военным музыкантам. Имеются в литературе свидетельства об участии донской военной элиты в петербургских балах, где популярными танцами были вальс, полька, кадриль, полонез, мазурка и др. В казачьей столице балы приурочивались к военно-организационным мероприятиям – войсковым кругам, православным и войсковым праздникам, визитам важных особ и другим событиям. Таковым, к примеру, был традиционный декабрьский бал георгиевских кавалеров, рождественский, «весенний» (пасхальный) и пр. Балы проводились преимущественно в холодное время года, когда не было поста. Особенно обильны вечерами и балами были январь-февраль (зимний мясоед). Из поместий донских дворян, залов атаманского дворца и дворянских собраний, с приемов, устраиваемых войсковой администрацией и освещавшихся в местной прессе, балы постепенно проникают в самую гущу народную – в станицы Области войска Донского. По сведениям Анатолия Вениаминовича Изотова молодежь собиралась по домам на гуляния (балы), где пела, танцевала, веселилась и излюбленным танцем (игрой-соревнованием) считалась кадриль.

Сегодня сохранению донской казачьей кадрили способствуют коллективы народного творчества Ростовской области.

Донская казачья кадриль вобрала манеру и характер донских казаков, специфику, отличавшую разделение на верховых и низовых казаков, проявившуюся во внешнем облике, самобытной культуре, традициях. В городах и станицах сохраняются кадрили, которые исполнялись на Дону еще 100 лет назад. Конечно, они претерпели изменения. Однако какие бы изменения не произошли, эти кадрили в основе своей сохранили самобытные черты казачьего характера и быта.

В начале первой половины XIX кадриль, пользовавшаяся особой популярностью на балах в поместьях донских дворян, в залах атаманского дворца и дворянских собраний, с приемов, устраиваемых войсковой администрацией и освещавшихся в местной прессе постепенно проникает в самую гущу народную – в станицы. Можно предположить, что знакомство с кадрилью часто происходило на основе рассказа крепостных слуг, служилых людей, которые порой и показывали некоторые фигуры танца, уже явно переделанные на свой манер, на свой вкус, с характерной донским казакам манерой. Самородки-исполнители, импровизаторы-плясуны, обладавшие большим художественным вкусом, перерабатывали старые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от местных особенностей – манеры исполнения, музыки, песен, танцевальных движений и т. д. Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего хутора, станицы, города, а также требования времени. Кадриль бытовала в среде казаков Среднего Дона и передавалась из поколения в поколение до 60-х годов ХХ века.

Традиционная донская казачья кадриль