ШЕРМИЦИИ
Категория:
Народные игры, традиционные единоборства и состязания
Этнос:
донские казаки
Язык:
донской диалект русского языка
Конфессиональная принадлежность:
православие
Места бытования:
станица Старочеркасская Аксайский район, Ростовская область
Краткое описание: Шермиции примерные конные и пешие традиционные состязания донских казаков, связанные с календарными весенними (масленица, торжественные майские сборы, обряды поминовения предков) и осенними обрядами (с 1901 г. Историческая панихида на Монастырском урочище). В священное место съезжаются гулебные команды казаков, которые после молебна (панихиды) устраивают примерное сражение, состязаются в наездничестве и различных забавах. По завершению устраивается скачка, чествуют победившую лошадь и всадника, едят станичную хлеб-соль.
Современное бытование Шермиций
Шермиции на территории Ростовской области проходят на Монастырском урочище или на территории памятника фортификации XVIII в. крепости Святой Анны Аксайского района. В качестве «домашних игр» они проводятся в станице Мечетинской Зерноградского района, а также в станице Романовской Волгодонского района и хуторе Потапов Волгодонского района.
Историческое бытование:
Исторические источники, указывающие на наличие состязаний у низовых донских казаков, относятся к концу XVII в. Историю бытования шермиций на Нижнем Дону можно проследить с конца XVI в, когда местом сбора юртовых гулебщиков становится Монастырский Яр. Гулебщики - это отряды охотников, от близлежащих юртов, которые съезжались ранней весной перед первым разливом реки Дон. Целью таких сборов являлось подготовка казаков к поискам и походам. Здесь они выбирали атамана и есаулов, состязались в наездничестве, комплектовали отряды для набегов или промысловой охоты. Впервые в 1593 году московской росписью городков отмечается поселение: «городок Манастырской Яр от Черкаского 3 верстыв том съезжаются казаки изо всех городков, часовня тут, попов по 10 и больши и дья[ко]ны. А съехався, живут до Петрова дни, потом разъезжаются по городком». В расспросных речах донских атаманов Богдана Конинскова и Тимофея Яковлева звучало: «А как атаманы и казаки и все Войско весною на Монастырском острове живут и все в съезде, и они де все Войском в те поры выберут себе войскового есаула одново, и живет у них один войсковой есаул, а как ходят в поход, и в те поры они есаулов выбирают, сколько Войску надобно».
В 1620 году Монастырский городок уже считался главным местом сбора казаков – войсковым центром, здесь была построена и богато украшенная часовня, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, здесь же хоронили и погибших товарищей. Первые известия об этом обычае отмечаются в 1637 году, когда погибших участников осады «велели отвозить каюками на Монастырский яр и у часовни погребати по правилам святых отцов священнослужителем». Перед началом осады Азова в часовне пели напутственные молебны и клялись во взаимной верности, священники святили воинское оружие.
После оставления крепости Азов в 1642 г. на Монастырском кладбище были похоронены и останки казаков, погибших при осадном сидении. В 1643 г. Монастырский городок был разорен и больше не восстанавливался.
Появление обряда поминовения исследователи связывают с повелением царя Михаила Федоровича, который в грамоте Ростовскому митрополиту Антонию указывал: «донских казаков, которые в 145 (1637) году в Озовское взятье, да в 149 (1641) и в нынешнем во 150 (1642) годех, от Турских и от Крымских людей в Озове, за православную християнскую веру побиты… на Москве и в городех в соборных церквях и в монастырях поминать во всю четыредесятницу, петь понихиды, и обедни служить, и на просвиромисании и во октеньях поминать, и после четыредесятницы имена их в сенодики написать, в соборах и в монастырях, в вечное поминание…».
В прилагаемой к письму росписи казаков значилось 120 имен.
Сам обряд со временем менялся, на первое место выходила больше торжественная, официальная часть. В раннее время он выглядел так. В субботу Сырной недели, выбирался атаман, а отряд казаков с офицерами составлял поезд, и отправлялся со знаменами на место, в сопровождении духовенства, чиновников, старшин и всех жителей. Прибыв на место, духовенство служило панихиду по усопшим и в бранях убиенным. По окончанию службы стреляли из ружей, отряд наездников угощается на войсковое иждивение. Наездники становились в ряд и скакали на 10 и 15 верст. Потом начинается состязания в наездничестве, всадники стреляю в цель, скачут на мишень или целик, которую открывает старик, выстрелом поджигая в камышовый сноп, другие всадники прыгают верхом через разложенный на земле огонь. Это описание начала XIX века, мало отличается от рассказа А. Ригельмана, который в XVIII веке писал, что казаки Черкасска «всякий год на оное кладбище в субботу сырной недели поминовение по убитым делают, куда почти все, исключая самых старых и малых, выезжают и по отслужению над оными усопшими панихиды едят и пьют, поют и потом бегают и скачут на конях и делают из того для экзеции своей настояще рыстание, в который случай и не без убийства нечаянного от скачек тех бывает». С другой стороны, датой появления панихиды можно назвать
и 1643 г., когда Монастырский городок был разрушен азовцами. При этом следует учитывать и то, что по местным легендам поминовение связывалось
с гибелью казаков возвращавшихся из дальнего похода и заночевавших перед въездом в город на Монастырском, такое сообщение находило свое основание в событиях конца XVI в., по сообщению А. Пивоварова. Также следует учитывать и тот факт, что сакральность Монастырского урочища, как места памяти всех казаков Дона имеет и более старое происхождение, поскольку на этом месте археологами были обнаружены захоронения более ранних эпох и связано это было скорее с природными особенностями места, считавшегося священным и знаковым с позднего средневековья (пойманных на этом месте чужаков казаки казнили, на этом месте хоронили погибших товарищей).
В 1901 г. по ходатайству старочеркасского станичного общества, с разрешения Войскового Наказного атамана и по согласованию с Архиепископом Донским и Новочеркасским, панихида была перенесена на 1 октября и с 1902 г. – на субботу предшествующую дню 1 октября. При этом зачитывалась грамота царя от 2 декабря 1642 года, и «устраивались парады с орудийными салютами и спортивными состязаниями и всеобщей поминальной трапезой».
По инициативе протоиерея Старочеркасского собора отца Г.А. Левитского, на Монастырском городке в 1867 году был сооружен на средства, собранные по подписке всем войском, памятник «в честь и славу» донских героев, покорителей и защитников Азова, в виде часовни, украшенной внутри иконостасом и историческими надписями, со списком жертвователей. Возле часовни соорудили ограду и установили старинные азовские пушки. Помимо Монастырского урочища, казаки собирались на
р. Варгунке возле крепости Святой Анны, на о. Али-Туб, возле остатков старого редута и в других памятных местах.
По замечанию А.А. Мартынова в записке 1824 года, по примеру поминовения и состязаний на Монастырском урочище в других станицах Области Войска Донского также проходили подобные мероприятия. Казаки при выборных походных или гулебных атаманах, при станичных знаменах и бунчуках отправлялись на места старых городков, устраивали там молебен,
а потом состязались в скачке, наездничестве и т.п. (ст. Луганская, ст. Раздорская). В станице Верхне-Курмоярской гулебная команда казаков отправлялась на границы юртовых владений, где встречалась с командой соседней станицы и там устраивали состязания (шермиции), подобные состязания встречаются в памяти старожилов станицы Мечетинской,
ст. Романовской и др.
5. СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОНКН
Современные шермиции являются восстановленным обрядом, который на Дону, на Монастырском урочище последний раз проходил в 1942 г. и в дальнейшем не осуществлялся вплоть до 1991 г. Сегодня шермиции организуются с 2008 года НКО Ассоциацией (Союзом) шермиций (директор Ряднов А.В.), при участии ГКУ «Казаки Дона» и казачьих обществ региона. В настоящее время в Шермициях можно выделить следующие ритуальные и состязательные действия:
1) сборы и выборы гулебного атамана;
2) организация похода к месту проведения шермиций;
3) панихида по погибшим прародителям;
4) чин освящения воинских оружий;
5) обряд посажения на коня;
6) примерные бои (шермиции), состоящие из конных и пеших состязаний.
Сборы казаков осуществляются в станице Старочеркасской, возле Воскресенского собора или возле Ратного (Преображенского) храма, где предварительно служится служба, некоторые казаки причащаются. Возле сборного места выставляется флаг, который служит знаком сбора. Традиционно такой флаг выставлялся в станичной избе, на галдарее и служил знаком сбора всех вооруженных казаков и выростков. После сбора казаки выбирают гулебного атамана, при этом атаман прошлого года снимает с себя полномочия, кладет на землю или стол шапку, на которую укладывает атаманскую насеку. Говорит: «кому станичники прикажете насеку передать?» Называют имя самого уважаемого старика, который берет насеку и по выбору нового атамана вручает ее ему со словами доброго пожелания. Все говорят «в добрый час». В помощь атаману назначают есаулов, судью и «квартирмистра». Есаулы отвечают за следование казаков к месту сбора и руководят командами, судья за честные состязания, а квартирмистр за хозяйственное обеспечение шермиций (мишени, хлеб-соль и проч.) Для современных шермиций насека была изготовлена ростовским художником М.В. Ильиновым, отлит скульптором-медальером Н.Ф. Шевкуновым.
Организация похода к месту проведения шермиций, сегодня проходит в виде крестного хода, во главе отрядов идут старики с иконами, атаманом и священником, позади знаменосцы с хоругвями и знаменами, если есть конные, то они держат знамена и едут впереди колонны. Все казаки вооружены и одеты в традиционную одежду: шаровары, рубахи и бешметы, папахи, из оружия шашки, кинжалы и пики. В прошлом, в середине XVIII в., поход осуществлялся казаками одиннадцати станиц города Черкасска, которые были разделены на два отряда, ими командовали два полковника. Отряды включали казаков разного возраста от выростков до стариков.
По прибытию на Монастырское донцы устанавливают знамена и хоругви на места могил прародителей, сегодня на этом места располагается часовня, возле знамен ставится караул с обнаженными шашками. Остальные казаки располагаются в форме каре. Перед началом молебна или панихиды (в зависимости от времени проведения шермиций - май или октябрь) атаманом читается грамота Михаила Федоровича от 1642 года или напутственные заветы стариков. Затем совершается молебен или панихида, по окончанию которой производится троекратная «рикошетная» стрельба. Во время молебна многие казаки приобнажают шашки из ножен. По окончанию панихиды осуществляется «Чин благословения воинских оружий», он состоит общего начала, молитвы на освящение оружия с последующим его кроплением водой и отпуста.
На шермициях проходит обряд посажения на коня, который заключается в том, что ребенка от 3 до 10 лет сажают в казачье седло, дают в руки ему оружие (маленькую пику или вешают через плечо шашку) и крестный или кто-нибудь из ближайших родственников (брат, отец или дед) проводит коня по кругу. По окончанию обряда старики дают наставления мальчику, и зорко следят на поведение всадника и коня, по которым гадают о его судьбе. Обряд этот проходит по необходимости. В имеющихся записях, подобный обряд в Старочеркасске в середине XVIII века проходил так: подводился к дому оседланный конь, мальчика снаряжали во все воинское оружие и помолясь богу выводили на двор с хлебом солью, сажали на лошадь, давали дротик в руки и постригали ножницами в кружок по казачьи, а по проездке его несколько, хотя с помощью других снимали его с лошади, вводили в дом и выпив за его здоровье по чарке садились за обед и пировали делая ему наставления служить верно царю и отечеству, не покидать Тихого Дона.
Современные шермиции, организуемые НКО «Ассоциация шермиций» стали включать в себе некоторые обряды воинской культуры донских казаков, которые были, благодаря этому, описаны и внесены в каталог нематериального культурного наследия Российской Федерации, что уже делает современные шермиции уникальным явлением современной казачьей культуры. Помимо обряда посажения на коня и чина освящения воинских оружий, шермиции содержат обряд выборов шермичного (гулебного) атамана, описание которого можно найти в источниках XVIII и XIX вв., традиционные состязания и игры, которые сохраняют этнодвигательность и мировоззрение донских казаков, вырабатывают в участниках важные черты национального характера (состязательность, чагоманскую ухватку, донскую развязку, гордость за свой род и родную станицу, служат фундаментом казачьего патриотизма и экологического мышления современных донцов).
При этом возникают и трудности с проведением мероприятия (несостыковки в сроках проведения между традиционным календарем и планом мероприятий местных администраций, исчезновение этнофоров и влияние современной спортизации, когда вместо рубки и фехтования казаки «фланкируют» шашками, когда традиции наездничества связанные с работой пикой и шашкой верхом подменяются цирковыми номерами джигитовщиков, или народные способы оценки заменяются подсчетом баллов за то или иное упражнение; помимо этого исчезает обрядовая еда, аутентичное пение Нижнего Дона, подменяются современными песнями на казачью тему. Организаторы шермиций стараются привлекать к участию только носителей традиционной культуры донских казаков, ставят преграды неподготовленным теоретически и технически казакам, запрещают фланкировку, стараются чтобы казаки прибывали на игры в стилизованной или традиционной одежде. Допуском к участию в шермициях является словесность, включающая в себя знание истории и культуры родной станицы и семьи, а также умения владеть традиционным оружием – шашка, пика, лук. В рамках фестиваля шермиций проводятся конкурсы музыкантов исполнителей на рылеях, конкурсы-семинары по казачьему костюму и его современных стилизаций, народному рукоделию и промыслам.
Таким образом, современные шермиции являются восстановленной традицией, которая не копирует, а вбирает в себя сохранившиеся формы традиционной казачьей культуры, существуют они в форме фестиваля традиционной обрядовой культуры, но по сути является не инсценировкой, а формой существования традиции выраженной в гулебных командах, обряде выбора атамана и его помощников, панихиды или молебна, проводимого войсковым священником РПЦ, чина благословения воинских оружий, обряда посажения на коня, традиционных игр и состязаний, исполнения аутентичных песен нижнего и верхнего Дона, а также поеданием традиционной для Дона еды. В этой форме это единственный на Дону фестиваль воинской культуры донских казаков. Его формы копируются во многих районах Ростовской области: Зерноградском, Волгодонском, Зимовниковском, Семикаракорском. В этих районах шермиции выступают частью станичных или хуторских праздников, а также проходят как самостоятельное мероприятие районного значения.
Этнологический аспект шермиций заключается в том, что благодаря им сохраняется ядро казачьей культуры, ее воинский аспект, традиционные для донцов нормы поведения и мировоззрения, на них звучит донской диалект, реанимируются старинные предания и легенды, а также события новейшей истории вписываются в картину мира донских казаков. Исчезновения такого островка культуры, может сказаться на подмене этнофоров неоказачеством, с казарменной псевдокультурой, с нетипичными для донцов формами поведения и общения.
Примерные бои – шермиции состоят из следующих состязаний:
1. Скачка, которые на Монастырском урочище наблюдали А. Ригельман и
А. Мартынов, проводились донскими казаками, одетыми в «полную справу», на специально украшенных (ронзыками) лошадях, с оружием (пикой, шашкой). Скачка делалась по пересеченной местности. От Монастырского к Старочеркасску в конце XVIII в. скакали более двух тысяч всадников.
2. Наездничество, включающее в себя
1) поднимание предметов (монета, нагайка) с земли или бурки,
2) фланкировку пикой стоя в седле; а также упражнения с пикой: ею сбивали различные предметы с подставок;
3) метание дротика в цель - джерид (в мешок соломы, установленный на шесте);
4) скачка через препятствия со стрельбой и рубкой: рубка шашкой мишеней (лоза) расставленных на расстоянии трех метров в шахматном порядке;
5) стрельба из лука по специальной мишени (целик) представляющей собой расположенный на высоком шесте мешок (скачка на целик представляла собой стрельбу в мишень расположенную горизонтально, состоящую из связанного пука камыша или соломы, такую цель сначала поджигали выстрелами, а затем прыгали через нее верхом).
6) Джигитовка, включающая в себя следующие упражнения, которые донские казаки выполняли в полной «воинской справе», с пиками.
а) Подъем (Принятие) на коня пешего товарища.
б) Увоз раненого одним или двумя всадниками.
в) Соскакивание и вскакивание на коня на скаку (карьере).
г) Умение положить коня с остановкой на скаку.
д) Скачка о дву-конь и три-конь с пересадкой с одной лошади на другую.
е) Скачка группами.
ж) Скачка стоя.
з) Скачка вниз головой.
и) Скачка с переменною посадки и с поворотом к хвосту и назад.
к) Расседлование коня на скаку.
л) Стрельба назад
м) Обрыв.
3) Шармиция, командная игра, когда казаки разделялись на две части, старались, используя тактику степного сражения, заманить противную сторону в засаду или зайти в тыл противника. К такой игре готовились заранее, готовили походную еду (бурсаки, вяленное мясо, рыбу, сюзьму – еда поедаемая в походном лагере), в построении казаков использовалась «лава», в которой выделялись «крылья», «маяк», перед лавой выскакивали на «перепалки» казаки делали выстрел и возвращались в строй. Сегодня конники демонстрируют основные построения боевого конного порядка: лава. лава по крыльям, перепалки, атака лавой.
4) Стрельба:
а) стрельба из лука (сагайдака) верхом и пешком. Для стрельбы устанавливались специальные мишени (целик, представлял собой мешок набитый шерстью или ряд глиняных бутылок, по которым стреляли специальной стрелой), конные всадники на скаку поражали мишень, расположенную на длинном шесте, стреляя вверх. Пешие лучники, имея помощника, стреляли в мишень, также расположенную на возвышенности.
б) стрельба из ружей по поплавку. Для стрельбы использовался специально изготавливаемый «поплавок» (представлял собой стоящий на якоре обрубок дерева, на который между поставленных двух палочек, клейстером приделывали лист бумаги с нарисованным на нем кругом-целью). Старики выступали судьями в таких играх. Игра проводится на берегу реки Дон, среди желающих из пневматической винтовки.
5) Борьба на ломка, под пряжки, на поясах. Борьба проводилась на открытом месте, на которое бросали верхнюю одежду, борцы имели специально пошитые пояса - кушаки, представляющие собой длинную полосу прочной ткани шириной в три пяди. Борьба заключается в том, чтобы положить противника спиной на землю. Для этого необходимо из свободной стойки сделать захват за пояс и путем сваливания, отрыва и других действий заставить его коснуться спиной земли. Применение подножек оговаривается специально. Весовых категорий нет. Захват за пояс делается свободным хватом, без накручивания пояса на руку. Наличие захвата в начале борьбы также оговаривается. Во время борьбы захват можно разрывать и отпускать одну руку. В качестве народных приемов зафиксированы приемы: бросок через себя, бросок с упором ноги в живот через себя, бросок с отрывом противника от земли и раскручиванием противника вокруг себя, затем переворот его на землю; бросок с различного вида зацепами и подножками, подломы и броски через бедро. Бой ведется до трех раз.
6) Фехтовальные игры конного и пешего характера. Распространенная конная игра «в латки» представляет собой сражение команд всадников или отдельных всадников деревянным оружием (делаются деревянные шашки или изготавливаются из гибкого прута). Задача запятнать противника в конном бою по спине. Можно использовать любые атакующие действия, обманы, отбивы, но нельзя поражать коня. Побеждает тот, кто нанесет удар по спине противника.
Пешая фехтовальная игра в разных станицах называется по разному в «Царя» (х. Потапов Романовской станицы), в «шашки» (ст. Елизаветинская), «в войну» (ст. Цимлянская). Две команды пеших участников, расходятся на незначительное расстояние, они вооружаются шашками, кинжалами, пиками (сегодня это обмотанные смягчающим материалом гибкие палки), во главе их находится предводитель (атаман или царь), который не вооружен и которого надо поразить.
7) Пешая рубка шашкой разных предметов. Пешая рубка предшествовала конной рубке, как элемент обучения казаков рубке шашкой. Казак пробегал полосу из стоящих мишеней (лозы, конусы из глины) с задачей рубить эти предметы. Таких полос с мишенями ставят две и так определяется победивший казак, который пройдет полосу точнее и быстрее. Точнее - это значит, что лозу, расположенную вертикально и горизонтально, он должен рубить только на ноль, чистый срез, при котором отрубленная часть падает под мишень.
Отдельно казаки соревнуются в рубке сложных мишеней, здесь участвуют те, кто мастерски умеет рубить разные предметы (кабаки, платки, подброшенные яблоки, связки соломы или камыша, каравай лежащий на столе). Побеждает тот из участников, кто показывает упражнение, а остальные не могут его повторить.
7) Кулàчка. В завершении дня, после всех конных и пеших состязаний происходили кулачные бои. В станице Старочеркасской они проходили или на ереках или на мосту, или в других станицах на гранях юртовых угодий. Кулачные бои у донцов наследовали конные построения всадников, они стояли не плотным строем, а «лавой». Это позволяло, как и в настоящей лаве, более опытным бойцам занимать первую линию, а менее опытным и молодым вторую. В промежутки между бойцами можно было выскочить на перепалки и, ударив вызвавшегося на бой противника заскочить за спины товарищей. Перед боем все сильно и громко хлопали в ладони, зазывали на бой.
Бой предваряли сражение маленьких бойцов, которые с гиком и под руководством взрослых ходили в атаку. Команды к месту сражению являлись с гулебными атаманами, есаулами и «квартирмистрами», из станичной избы они получали знамена и бунчуки, которые по окончанию праздника сдавали. Сражение начиналось боем «заревайл», предводителей или атаманов. В бою использовались характерные удары с размахом, били с гиком, но также пользовались и коротким ударом «тычкой». Целью боя являлось вытеснение противной стороны за какую-либо границу: сбить с моста, на другой берег реки, ерика или балки, за специально очерченную боевую линию. В бою «заревайл» достаточно было показать свое преимущество, сбить противника на землю или вытеснить ударами за границу бойного места.
8) Айданчики (альчики) всевозрастная игра косточкам из задней ноги барана, проходит по правилам народной игре бытовавшей на Дону и имеет разные виды.
В настоящее время шермиции сохраняются стараниями НКО «Ассоциация (Союз) шермиций», местных казаков на Монастырском урочище, при сборе накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы и весной, в первой половине мая, когда появляется возможность собраться казакам и их потомкам в окрестностях Старочеркасска, для участия в панихиде и состязаниях.
ПРЕДМЕТЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ
1) Обрядовые предметы: насека гулебного атамана, знамена гулебных команд,
2) Справа участников: папаха, шаровары, рубаха, пояс
3) Походная и праздничная еда: традиционная выпечка: орешки.
4) Оружие (шашка, пика-дротик, лук и саадак)
5) Игровое оружие (деревянные шашки, пики) борцовский пояс, лук, стрелы, гайданы,
6) Снаряжение лошади донской породы: казачий арчак (седло), казачьи стремена (чашечки), конская сбруя с ронзыками, донская нагайка (с кольцом).
ТЕХНОЛОГИИ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ
1) изготовление специальных мишеней для шермиций. К таковым относятся подставки под лозу, камышовый сноп для стрельбы из лука, мишень на шесте для стрельбы из лука, лук, стрелы, саадак, дротик.
2) способы управления конем (казачья выездка), элементы ее сохранились у казаков, держащих лошадей в домашнем хозяйстве, также описание казачьей выездки содержатся в пособиях для казаков и урядников на рубеже XIX-XX века. Конь оседлан казачьим седлом, с казачьими стременами (с чашечками), уздечкой. Всадник сидит с упором в стремена.
3) способы обучения владению пикой. Владение пики в конном строю предполагает изготовку к бою, фланкировку пикой, нанесение удара "казачьим хватом», отбивы налево и направо, укол вперед, налево и направо, назад. Метание дротика в цель.
В пешем строю бой на пиках-дротиках, со смягченными наконечниками. Задача нанести оговоренное количество ударов держа пику одной или двумя руками. Элементы атаки и защиты: круги, полукруг, отбивы влево и вправо, укол длинный и короткий.
4) способы обучения владению шашкой. Владение шашкой представлено как в воспоминаниях информаторов, о том как и чему их учили старики в 20-30 годы, а также наставлениями и пособиями по рубке и фехтованию шашкой принятыми в казачьих войсках в конце XIX века. Рубка шашкой также известна информаторам, прошедшим вторую мировую войну, а также принимавшими участие в послевоенных состязаниях по рубке и джигитовке как в советской России, так и в эмигрантских группах джигитовщиков. Обучение предполагает показать хват шашки, рубку лозы вполоборота налево, направо, укол в мешок соломы, обучение рубке платков, каравая. Фехтование шашкой предполагает обучение в игровой форме: учат наносить удары в прыжке, выпаде, отбивать удары, а также играть «в царя» или в «в шашки».
5) Способы обучения стрельбе из лука. Стрельба из лука известна по детским играм довоенной поры. Лук изготовлялся сложносоставной, стрельба велась по неподвижной мишени, в качестве мишени использовались кожаные мешки, набитые соломой или шерстью, а также глиняные бутылки.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ТРАДИЦИИ
Традиция передается естественным путем от старших к младшим, но традиция постепенно пресекается, поскольку не создается нормальных условий для передачи (нет возможности заниматься с чужими детьми, возросли требования и ограничения к занятиям с детьми вне школьной программы); также традиция подменяется постмодернистскими явлениями (казбой, казачий вар, фланкировка шашкой, рубка шашкой в спортивной форме (Казарла). На сегодняшний день шермиции в окрестностях Старочеркасской с 2009 года проводятся Ассоциацией (Союзом) шермиций, которая также для подготовки к ним организует по районам Ростовской области «домашние игры» и семинары.
Описание фотографий:
№1 Сбор казаков у Преображенского (Ратненского) храма в Старочеркасске, перед крестным ходом к месту шермиций. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2011 года. Фото Ярового А.В.
№2 Крестный ход к месту шермиций. Аксайский район, Старочеркасск. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2018 года. Фото И.И. Василенкова.
№3 Казаки на молебне. Каплица, Монастырское урочище, Старочеркасск. Шермиции 2019 года. Фото И.И. Василенкова.
№4 Вручение насеки гулебному атаману стариком И.И. Колодкиным В.В. Рязанову. Каплица, Монастырское урочище, Старочеркасск. Шермиции 2019 год. Фото И.И. Василенкова.
№5 Казак И.И. Колодкин получил на хранение атаманскую насеку от старого атамана шермиций и ждет избрание нового. Шермиции 2019 г. Фото И.И. Василенкова.
№6 И.И. Колодкин наставляет нового атамана шермиций, перед вручением ему насеки. Шермиции 2019 г. Фото И. Василенкова.
№7 Конный строй сводного отряда ВКО «Всевеликого Войска Донского» перед наездничанием и джигитовкой. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2018 г. Фото И. Василенкова.
№8 Стрельба из лука с коня. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2017. Фото И. Василенкова.
№9 Стрельба из лука с коня. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2017. Фото И. Василенкова.
№10 Стрельба из лука с коня. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2017. Фото И. Василенкова.
№11 Стрельба из лука с коня. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2017. Фото И. Василенкова.
№12 Состязания в наездничестве: укол шашкой верхом. Крепость Святой Анны Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2015 год. Фото И. Василенкова.
№13 Демонстрация конных построений казаками сводного отряда ВКО Всевеликое Войско Донское. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2018 года. Фото
И. Василенкова.
№14 Наездничество: снятие кольца пикой. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2018 г. Фото И. Василенкова.
№15 Борьба на ломка. Казаки станицы Мечетинской и хутора Потапов. Монастырское урочище. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2016 г. Фото И. Василенкова.
№16 Фехтовальная игра «царь». Играют команда хутора Потапов и сборная команда гостей игр. Аксайский район. Крепость Святой Анны. Старочеркасск. Шермиции 2018 г. Фото И. Василенкова.
№17 Исполнительница казачьих песен Пономарева О.В. и Мрыховский хор. Аксайский район. Старочеркасск. Шермиции 2018 г. Фото А. Зерниной.
№18 Обнажение шашки при чтении Евангелия, во время молебна на шермициях. На фото Яровой А.В. Аксайский район, крепость Святой Анны, Старочеркасск. Шермиции 2017 г. Фото И. Василенкова.
№19 Посажение на коня внука казака Гниловской станицы Ю. Дегтярева. Аксайский район Монастырское урочище, Старочеркасск. Шермиции 2017 г. Фото И. Василенкова.
№20 Состязания рылейщиков. В. Скунцев (Казачий круг). Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2017 года. Фото И. Василенкова.
№21 Пешие состязания: фехтование на пиках, уральский и донской казак. Аксайский район, Монастырское урочище, Старочеркасск. Шермиции 2015 г. Фото И. Василенкова.
№22 Пешие состязания: фехтование на пиках, казаки хутора Потапов. Аксайский район, крепость Святой Анны, Старочеркасск. Шермиции 2015 год. Фото И. Василенкова.
№23 Пешие состязания: фехтование на шашках, Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2015 год. Фото А.В. Ряднова.
№24 Упражнения с пикой. Казаки Миллеровской конной дружины. Крепость Святой Анны. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2018 г. Фото И. Василенкова.
№25 Фланкировка пикой. Казаки Миллеровской конной дружины. Крепость Святой Анны. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2018 г. Фото И. Василенкова.
№26 Фехтование на шашках. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2018 г. Фото И. Василенкова.
№27 Щерба – разновидность ухи из донской рыбы, приготовленная для всеобщего угощения на шермициях казаками х. Потапов. Аксайский район, Монастырское урочище, Старочеркасск. Шермиции 2016 г. Фото И. Василенкова.
№28 Круглик для угощения участников шермиций. Приготовила В.Г. Родионова 1956 г.р. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2014 г. Фото А.В. Ярового.
№29 Орешки для угощения и награждения победителей шермиций. Приготовила В.Г. Родионова 1956 г.р. Аксайский район, Старочеркасск. Шермиции 2014 г. Фото А.В. Ярового.
№30 Чин благословения воинского оружия участников шермиций. Священник
о. Александр (Назаренко). Аксайский район, Монастырское урочище, Старочеркасск. Шермиции 2015 г. Фото И. Василенкова.
Акты, собранные в библиотеках и архивах российской императорской археографической экспедиции императорской Академии Наук. Т.3. 1613-1645. СПб., 1836.
Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генералом-майором А.А. Лишиным. Новочеркасск, 1891-1894. Т.1.
Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. Ростов-на-Дону: НПК «Гефест», 2010.
Астапенко М.П. Останется вечно монументом. Историко-краеведческие очерки. Ростов-на-Дону, 1984.
Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История казачьих кладбищ и воинских захоронений города Черкасска - станицы Старочеркасской XVII-XXI веков. Ростов-на-Дону, 2018.
Балуев П.С. Исторические и статистические описания станиц и городов, посещаемых г. военным министром при объезде его превосходительством Области Войска Донского в 1900 году. Новочеркасск, 1900.
Броневский В. История Донского войска, описание Донской земли и Кавказских минеральных вод. СПб, 1834. Ч.3.
Броневский В. Ответ на письмо Донского старшины Гаврила Еремееча Скалозуба // Сын Отечества и Северный архив. 1833.Т.40.
Б-ч. Рассказы из истории Войска Донского // Донские епархиальные ведомости. 1886.
Географическое описание обитаемой земли Войском Донским // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российские касающихся, изданная Николаем Новиковым. 2-е изд., испр. М., 1791. Ч.19.
Гильденштедт [И.А.] Дневник путешествия в Южную Россию академика
С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в 1773-1774 гг.// Записки императорского Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1879.Т.11.
Государственный архив Ростовской области. Ф.55. Оп.1. 527.
ГАРО.Ф.55.Оп.1.Д. 197.
ГАРО.Ф.55.Оп.1. Д.241.
ГАРО. Ф.697. Оп.2.Д.70.
Донские дела. Кн.2.СПб., 1906.
Донские дела. Кн.3. СПб., 1909.
Донсков П. Дон, Кубань и Терек во Второй мировой войне // Трагедия казачества. М.: Молодая гвардия, АО «Деловой центр», 1994.
Егоров-Хоперский В.И. Сокровища «Старого города». Ростов-на-Дону, 1968.
Есаул [Попко И.Д.]. Старый Черкасск // Военный сборник. 1861.№12.
Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М.: Восточная литература, 2002.
Кательников Е. Исторические сведения Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, составленное из рассказов старожилов и собственных примечаний, 1818 31 дня. Новочеркасск, 1886.
Кирсанов Х.П. Мысли о происхождении донских казаков // Отечественные записки. 1827.№83.
Козаченко А.С. Пространственная культура казаков Нижнего Дона конца XVI-XVII вв. Ростов-на-Дону, 2000.
Королев В.Н. Донские казачьи городки. Новочеркасск: «Дончак», 2011.
Краснов Н. Материалы для географии и статистики России собранные офицерами генерального штаба. Земля Войска Донского. СПб., 1863.
Левитский Г. Древности Азова // Донские войсковые ведомости. Ч. неофиц. 1871. 23 июля (№56).
Левитский Г.А. Монастырское урочище: исторический очерк // Донские войсковые ведомости. Ч. неофиц. 1861. №47.
Левитский Г.А. Монастырское урочище или Монастырский городок // Донские войсковые ведомости. 1866 10 июня (№22)
Левицкий Г.А. Старочеркасск и его достопримечательности. Изд. 3-е, испр. и доп. Новочеркасск, 1906.
Левитский Г.А. Окрестности Старочеркасска // Донские епархиальные ведомости. 1870. №8.
Левитский Г. О старинных кладбищах Черкасска // Донские войсковые ведомости. 1853. 15 апр. (№15).
[Левитский Г., Попов, Епифанов] Церемониал монастырской панихиды // Донские войсковые ведомости. Ч. неофиц. 1865. 25 мая (№20)
Ленивов А. Исторические места на Дону // Вольное казачество. 1930. № 68.
Миртов А.В. Донской словарь. Материалы к изучению лексики донских казаков. Ростов-на-Дону, 1929.
Новосельский А.А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века. М.: Л., 1948.
Памятник на Монастырском урочище // Памятная книжка Области войска донского на 1868 г. Издание Донского Войскового статистического комитета. Новочеркасск: Типография газеты «Донской вестник», 1868.
Пивоваров А. Донские казачьи песни. Новочеркасск: Типография «Донской газеты», 1885.
Победоносцев К., Бабст И. Письма о путешествии государя наследника цесаревича по России от Петербурга до Крыма. СПб., 1864.
Попов Х.И. Историческая панихида на Монастырском урочище // Донская церковная старина. Новочеркасск, 1906.вып.1.
Попов Х.И. Историческая панихида на Монастырском урочище. Новочеркасск, 1899.
Постановление правительства Ростовской области от 20 июня 2001 (с изменениями от 26.07.2012). О дне казачьей славы. № 684.
Приглашение к пожертвованию, для сооружения памятника на Монастырском урочище в ст. Старочеркасской // Донские войсковые ведомости. Ч. неофиц. 1865. 19 янв. №3.
Приказы по Войску Донскому за 1867 год. Новочеркасск, 1867.
Приказы по Войску Донскому за 1901 год. Новочеркасск, 1901.
Пудавов В. Монастырское урочище на Дону [1616-1642] // Донские войсковые ведомости. 1853. 14 янв. (№2)
Пудавов В.М. Рассказы и письма из старинного донского казачьего быта: из оставшихся рукописей 30-х годов, / сочинения полковника Василия Михайловича Пудавова. Новочеркасск: Типография А.А. Карасева, 1895.
Ригельман А.И. История или повествование о донских казаках. М., 1846.
Рогудеев В.Д. Исследования в Аксайском, Красносулинском и Тарасовском районах Ростовской области // Историко-археологические исследования в г.Азове и на Нижнем Дону в 2001 г. Вып. XVIII. Азов, 2002.
Роспись от Воронежа Доном рекою до Азова до Черного моря, сколько верст и казачьих городков и сколько на Дону всех казаков, как живут в городках // Рукописные географические справочники XVII в. (Из сборника в собрании Московской духовной академии). Публ. А.А. Зимина / Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Вып.21. М., 1959.
Рыблова М.А. Календарные праздники донских казаков. Волгоград, 2016.
Савельев А. Трехсотлетие Войска Донского. 1570-1870. Очерки по истории донских казаков. СПб., 1870.
Сулин И. Краткое описание станиц Области Войска Донского // Донские епархиальные ведомости. 1890.№6, №20.
Сухоруков В.Д. Краткое историческое известие о бывшем на Дону городе Черкасске // Северный архив. 1823. Октябрь. №20.
Сухоруков В.Д. Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях. Исторический очерк. Новочеркасск, 1892.
Сухоруков В.Д. О внутреннем состоянии донских казаков в конце XVI столетия // Труды Вольного общества любителей российской словесности. 1824. Ч. 26.
[Сухоруков В.Д.] Статистическое описание Земли донских казаков, составленное в 1822-1832 годах. Новочеркасск, 1891.
Харузин М. Сведения о казацких общинах на Дону. Материалы для обычного права собранные Михаилом Харузиным. Вып. 1. М., 1885.
Чеботарев М.Н. Из истории Донского края (Журнал прошедшего времени для любопытства желающему) // Донская речь. 1891. №8,№19.
Яровой А.В. Народные игры донских казаков в контексте сохранения исторической памяти // Традиции состязательной и воинской культуры народов России. Материалы всероссийской научно-практической конференции (IV Токаревские чтения). Ростов-на-Дону-ст.Старочеркасская, 2015.
Яровой А.В. Современные казачьи этноспортивные состязания: опыт возрождения шермиции» // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнической культуры казачьих групп России за 2011-2012 гг. Дикаревские чтения (17): материалы Всероссийской научной конференции, Зерноград, 11-13 октября 2013 г. Краснодар: ООО Изд-во «Эдви», 2014.
Яровой А.В. Шермиции донских казаков: от ритуала к этноспорту // Этнокультурные традиции в воспитании и образовании молодежи: исторический опыт, вопросы теории и практики. Метериалы межвузовских научно-практических конференций. Сборник научных статей Ростов-на-Дону, 2013.
Яровой А.В. Традиции состязательной культуры донского казачества, записанные со слов информаторов в станицах Ростовской области // Свод памятников состязательной культуры народов Юга России. Сборник материалов. Ростов-на-Дону, изд. ЮФУ. 2012 г.
Яровой А.В. Шермиции донских казаков: от ритуала к этноспорту // Традиционные игры и национальные виды спорта: опыт межрегионального взаимодействия: материалы межрег. науч.-прак. конф. / [науч. ред. Р.И. Платонова, А.В. Кыласов]. – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2012. – 128 с.
Яровой А.В. «Главною пружиною их деяний служат бранноностные воинственные упражнения»: военная игра XVIII в. в окрестностях Старочеркасска // Война и воинские традиции в культурах народов Юга России (VIII Токаревские чтения): Материалы Всероссийской научно- практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 17-18 мая 2019 г.) / Отв. ред. к.и.н. А.Л. Бойко, д.ф.н. А.В. Яровой. – Ростов н/Д.: Изд-во «Альтаир», 2019. -268 с.
Яровой А.В. Этноспорт донских казаков: от традиционных игр казаков к шоу казаков // Международный журнал «Этноспорт и традиционные игры», №2 (2). М: Институт наследия, 2019. С. 52–67.
Яровой А.В. Церемониал панихиды на монастырском урочище: проблема происхождения и эволюции // НОВОЕ ПРОШЛОЕ / THE NEW PAST. 2021, №1.
Яровой А.В. Традиционные военные игры донских казаков: проблема аутентичности // КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. №1, 2021.
Авторы описания:
Яровой Андрей Викторович, доктор философских наук, преподаватель кафедры истории, философии и политологии Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии;
Черницын Сергей Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель кафедры «История и культурология» Донского государственного технического университета.