Rectangleglasses (1)photo
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A
A
A
Цвет фона сайта
Изображения
Интервал между буквами
Hормальный
Увеличенный
Большой
Версия для слабовидящих

ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДОНСКОЙ КАЗАЧКИ ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВНЫ ПОНОМАРЕВОЙ

Категория:
Музыкально - исполнительские искусства

Этнос:
 

Язык:
русский, наречие - южнорусское

Конфессиональная принадлежность:
православие

Места бытования:
хутор Мрыховский, Верхнедонской район, Ростовская область

Ольга Васильевна Пономарева из хутора Мрыховского — носитель певческой традиции Верхнего Дона и певческого репертуара станицы Мигулинской. К числу черт, позволяющих причислить ее к певцам-мастерам, относятся феноменальная музыкальная память и тонкий слух, способность к импровизации, широкий певческий диапазон, мощный, гибкий и подвижный голос. Одна из особенностей дарования певицы — умение показывать отдельные партии (в том числе верхнего подголоска дишканта) вне ансамблевого звучания, слыша одновременно всю многоголосную фактуру. Ее пение отличает плавность и непрерывность ведения звука, широкое дыхание, красота и мастерство распева. Ольга Васильевна — настоящий знаток традиции, размышляющий над ее существенными чертами и описывающий и характеризующий многие явления традиции средствами богатого народного словаря певческих и иных понятий и терминов.

Подробнее:

Ее творческая активность проявилась в раннем детстве. Она не только пела и подпевала казачьи протяжные песни, но и выводила подголосок — дишкант. По ее воспоминаниям, уже в четыре года «подголашивала» сложные тяговые песни, помогая отцу (например, песню «При зелененьком лужочке»). В семье Ольги Васильевны пели практически все — отец, мать, сестра Анна, оба дяди — Иван Михайлович и Петр Михайлович Меркуловы.
Матери — Елизавете Аникандровне — эта увлеченность пением внушала беспокойство, поэтому летом она брала маленькую девочку с собой в поле, где та была под присмотром и имела возможность слушать поющих женщин. Зимой в нищенские и голодные предвоенные годы, имея одни валенки на двоих, они с сестрой Анной по очереди ходили в школу. Много времени проводили «на печке». Свободное время использовалось для музицирования. Фантазией Ольги Васильевны из подручных предметов создавался, по ее выражению, «печной оркестр». Под струны балалайки подкладывалась вилка (звучание становилось объемнее и разнообразнее, чем при игре на обычной балалайке), между зубцами гребенки — папиросная бумага. Скрипку Ольга Васильевна имитировала голосом. Все слышанные ею наигрыши разыгрывались этим оркестром.
В 50-е годы, в период работы дояркой, она пела в составе колхозного звена. Ей так хотелось быть ближе к искусству, что она устроилась техничкой в клуб, а с 1960 года уже была заведующей клубом. Своей удивительной любовью к протяжному казачьему пению и инструментальным наигрышам Ольга Васильевна смогла увлечь и объединить родственников и односельчан, создав замечательный фольклорный коллектив, получивший известность как Мрыховский казачий хор. Его костяк составили упомянутые выше дяди, сестры и соседи, поэтому молодому руководителю оставалось взять на себя лишь функции организатора репетиций и выступлений. Художественный вкус и способность к импровизации позволили ей закрепить в распевах коллектива красивейшие варианты известных казачьих песен — «На вольных степях Саратова», «Уж ты, кормилец наш, православный тихий Дон Иванович», «Под местечком было под Жорной», «Граница турецкая», «Наш Круковский генерал», «Нежно горлинка вспырхнула». Своеобразием отличаются и общераспространенные казачьи песни литературного происхождения — «Веселитеся донцы, храбрые казаки», «Поехал казак во чужбину далеко», «Тихо ехал казак над рекою» и другие.
Все песни, исполнявшиеся в прошлом «в службе», именуются ею походними (походными), а исполняемые в конном и пешем строю — строевыми. При исполнении они, как правило, чередуются, образуя небольшие сюиты медленных протяжных и моторных (воплощающих ритм движения) песен. Некоторые протяжные песни игрались с припевами: к «Веселитеся, донцы, храбрые казаки», например, «припевалась» шуточная «Пчелочка златая» на стихи Г.Р. Державина.
Высокое мастерство певцов хутора Мрыховского уже в 1968 году было запечатлено на пластинке. В 60–70-е годы хор снимался в документальных фильмах Л. Мазрухо, а позднее в работах студии «Донтелефильм»: «В Старочеркасскую на праздник» (1988), «Цветы лазоревые» (1991) — режиссер Е. Иващенко, «Шолоховская весна» (1996) — режиссер Л. Рублевская. Хор, кроме того, неоднократно становился участником радио- и телевизионных передач
Несмотря на активную сценическую деятельность, Ольга Васильевна любила петь с родными (мамой и сестрой) и самой близкой подругой Клавдией Стефановной Фартуковой. В женском составе пели в основном протяжные бытовые песни «Канарейка, канарейка», «По-над лесом, лесом, дорожка лежала», «Почий ангел мой хранитель», «Уж вы, глазки голубые» и многие другие. Именно в ансамблевом пении проявлялся в полной мере ее талант импровизатора: широта и свобода развернутых запевок, узорчатость дишканта, красота изгибов вилюжистых напевов. Высокая культура владения голосом проявляется в ровности звучания в разных регистрах, плавности переходов гласных. С возрастом голос Ольги Васильевны погрубел и стал намного ниже, чем в молодые годы, но подвижность его осталась прежней.
Ольга Васильевна прекрасно играет на балалайке, поэтому плясовые и хороводные песни звучат под аккомпанемент инструментов (обычно балалайки и бубна). Правда, с уходом из жизни виртуоза бубенщика Константина Константиновича Меркулова восполнить утрату в полной мере не удалось. Их репертуар плясовых и хороводных песен был весьма многочисленным и бытовал как в хоре, так и в ансамблях разного состава: «А я девушка смирёнушкой была», «Да у нас в доме ноне нездоровье», «Да любил, да лелел я свою кундюбочку», «Да посеяли девки лен», «Что ты, жинка, губы жмешь», «Вы послушайте, ребята» и др.
В репертуаре Ольги Васильевны и балалаечные наигрыши «Барыня», «Бедная», вальс «Над волнами», польки. Балалайку она настраивает по трезвучию («гитарный строй»), ориентируясь по припеву песни Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» — «Капитан, капитан, улыбнитесь».
Осознавая незаурядность своего дарования, ощущая потребность в передаче своих знаний и мастерства, Ольга Васильевна открыта к сотрудничеству с собирателями фольклора и энтузиастами, осваивающими казачье пение. Думается, что в той среде, где человек рос и воспитывался, мастер не всегда может быть оценен в полной мере. Талант Ольги Васильевны и ее вклад в развитие культуры Донского края неоднократно отмечался наградами и премиями (последняя из них — премия «Душа России»), что создавало определенное напряжение в отношениях с участниками хора.
Благодаря прекрасным природным данным — необыкновенной памяти и тонкому слуху, которые не всегда имеют и профессиональные музыканты, — она сумела донести до современных слушателей огромный песенный репертуар, слышанный ею в семье и родном хуторе еще в детстве и уже почти утраченный в быту виртуозный стиль мастеров казачьего пения. Уникальные по красоте мелодические распевы, распространяемые благодаря выступлениям Мрыховского хора и записям фольклористов покоряют сердца слушателей, находят отражение в сборниках («Песни хутора Мрыховский» — сост. В.А. Лопин, 1981 г.; «Донские казачьи песни» — сост. Т.С. Рудиченко, 2006 г.) и др.
Песни в распевах Ольги Васильевны Пономаревой есть в репертуаре многих фольклорных ансамблей, таких как «Казачий круг» (г. Москва), «Вольница» (Ростов-на-Дону), «Любо» (Новочеркасск), а также эстрадных — «Русская песня» (г. Москва), «Государственного ансамбля песни и пляски донских казаков им. А. Квасова» (Ростов-на-Дону) и многих других.

Фотографии:
Видео:


Аудио:


Справочная информация:

Экспедиция: Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова Год, собиратели: 1978 – студенты Н. Матвеевой, Т. Полевой 1985, 1987 – Т. С. Рудиченко 1991 – Т. С. Рудиченко 1994 – Т. С. Рудиченко. 1996 – Т. С. Рудиченко. 2009 – Т. С. Рудиченко. Место фиксации: Ростовская область, Верхнедонской р-н, хутор Мрыховский Место хранения: Лаборатория народной музыки Ростовской гос. консерватории им. С. В. Рахманинова, личный архив Т. С. Рудиченко.


История выявления и фиксации: В 1965 году В.М. Щуров и А.С. Кабанов услышали выступление Мрыховского хора на фестивале фольклора в Ростове-на-Дону (Щуров В.М. С рюкзаком за песнями (Записки собирателя). – М.: Ред. журнала «Самообразование», 2005. С. 196. Полевые записи проводились с 1978 по 2009 год студентами Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова и профессором консерватории Т.С. Рудиченко.


Библиография: 1. Щуров В.М. С рюкзаком за песнями (Записки собирателя). – М.: Ред. журнала «Самообразование», 2005. 2. Песни хутора Мрыховский // сост. В.А. Лопин. – Ростов-на-Дону : ОДНТ, 1981. 3. Донские казачьи песни // сост. Т.С. Рудиченко. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской гос. консерватории им. С.В. Рахманинова, 2006. 4. Донские казачьи песни // сост. Т.С. Рудиченко. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской гос. консерватории им. С.В. Рахманинова, 2013.

На карте: