Rectangleglasses (1)photo
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A
A
A
Цвет фона сайта
Изображения
Интервал между буквами
Hормальный
Увеличенный
Большой
Версия для слабовидящих

Первый салют Петра I

карта
1. "ПОТЕ́ШНЫЕ» ПОЛКИ́"

«ПОТЕ́ШНЫЕ» ПОЛКИ́», военизированные отряды, созданные из придворных слуг и их детей для военных игр юного царя Петра I. Еще четырёхлетним малышом Пётр с огромным удовольствием наблюдал за военными учениями русского войска. А в 1683 году его интерес к армии воплотился в жизнь — начался набор добровольцев, готовых вступить в потешные войска. В первых рядах оказался придворный конюх Сергей Бухвостов, который навсегда остался в истории как «Первый русский солдат». Самыми любимыми игрушками Петра были две деревянные пушки, стрелявшие деревянными ядрами с помощью небольшого заряда настоящего пороха. Большую часть времени юный царь проводил в потешных играх с «робятками», дворовыми мальчишками, которых прозвал «бомбардирами». Название «потешные» петровские отряды получили не только потому, что должны были развлекать царя. А еще и потому, что стояли в потешных сёлах - царских загородных резиденциях, куда правитель со свитой выезжал на летний отдых.
Узнать больше можно здесь: https://histrf.ru

ОК
3. «Казачий стан XVII века»

В течение всего неспокойного XVII века донские казаки проводили свою жизнь в основном в походах и сражениях, участвуя в больших и малых войнах, которые пришлось вести Русскому государству. Вооруженные отряды казаков выбирали атаманов и ставили свои станы, служившие им убежищем. Временными жилищами в станах служили шатры или шалаши. Казаки по десять – двадцать человек жили вместе, в одной суме держали имущество и добычу, вели общее хозяйство. В чистом поле повозки выстраивались кругом, образуя линию обороны, которую не очень легко было преодолеть врагу.

ОК
4. «Петровские забавы»

Самой любимой игрой Петра была война. У юного правителя уже с детства было всё по-взрослому, масштабно и по-настоящему. Его детская комната с разбросанными повсюду деревянными лошадками, солдатиками, ружьями, пушками напоминала поле битвы. До европеизации быта, насаждавшейся Петром I, в России, в основном, бытовали прикладные дисциплины боевого типа. Знаменитая русская «стенка на стенку» или кулачный бой – это все составляющие русской боевой школы, зачатой еще славянскими богатырями. В 1648 году власти запретили участвовать в кулачных забавах дворянскому сословию. На игрища остальных представителей общества смотрели с неодобрением. Именно Петр Алексеевич снял запрет на кулачный бой. Да и сам, как известно, владел кулаком изрядно.
Узнать больше можно здесь: https://histrf.ru

ОК
5. «Манеж Лизетта»

Лизетта – так звали любимого коня Петра Великого. Встреча Петра с этим замечательным конем произошла летом 1698 года, когда он возвращался по старой московской дороге из Великого посольства. В окрестностях Риги ему встретились маркитанты, продававшие чудесного жеребца бурой масти, в которого государь влюбился с первого взгляда. Не раздумывая, он отдал за него своего коня и ещё 100 голландских червонцев в придачу. Тут же отвел его к кузнецу перековать. Легенда гласит, что царь собственноручно проверил первую подкову – легко разогнул её руками. Пришлось кузнецу перековать подковы из более крепкого металла, за что он получил серебряный рубль. Не растерявшись, кузнец согнул рубль пополам, попросив заменить его на более прочный. Петр, посмеявшись, подарил кузнецу полный кошель серебра.
Узнать больше можно здесь: https://histrf.ru

ОК
6. Как у нас-то было на Тихом Дону

Живые воспоминания о бурной и самобытной истории казачества отразились в своеобразном и многожанровом донском фольклоре. Наиболее популярным видом народного творчества на Дону были и остаются песни. Казаки любили петь, и были очень певучи. Особенно хорошо распевали они протяжные песни старины глубокой, песни тоски и удали казаков, поливших своей кровью родную землю. Их распевали на майдане, на свадьбе, на встречах и проводах и просто собирались поиграть песни до утра. Слагая песни, казаки вкладывали в них душу, любовно хранили и передавали из рода в род.

ОК
7. «Театрум махинарум»

«Делу время, потехе час», - частенько говорил себе и окружающим Пётр I, который никогда не одобрял лень. Пётр I действительно является примером не только великого реформатора, полководца, государственного деятеля, неутомимого царя труженика, но и ремесленника, достигшего мастерства во многих ремеслах. По свидетельству исторических материалов он знал 14 ремёсел! Молодой Пётр I работал в полную силу: трудился корабельным плотником, рубил бревна, строгал доски – буквально строил суда своими руками. При Петре особого расцвета достигло токарское мастерство благодаря деятельности Андрея Нартова, который называл собрание своих машин: "Театрум Махинарум". Работа на токарно-копировальных станках настолько вошла в привычку русского царя, что, отправляясь в поездки по Европе, Петр часто брал «махины» с собой.
Узнать больше можно здесь: https://histrf.ru

ОК
9. «Знатнейшие художества»

Укрепление могущества России, реформы Петра I вызвали общий подъем культуры в стране. Император Петр и его окружение смотрели на искусство с точки зрения простейших и насущнейших общественных нужд. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам по-военному и инженерному Делу. Есть сведения, что Петр I намеревался ввести рисование в школьное обучение. Энергичный Петр и сам пытался обучаться рисунку и гравированию. В 1711 году при Петербургской типографии Петр I организует светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали. В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками предусматривалось преподавание и «знатнейших художеств», и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием. Пётр I очень любил шахматы и шашки. Он даже в походы всегда брал с собой шахматы и двоих своих постоянных партнёров. Будучи страстным игроком, он говорил: «Сыграв партию в шахматы с сильным игроком, я устаю не меньше, нежели б целый день работал на верфи».
Узнать больше можно здесь: https://histrf.ru

ОК
11. «Виват, оркестр!»

При Петре I создаются духовые военные оркестры, появляется военнооркестровая служба. В Указе о ее образовании Петр Первый определил состав инструментов военного оркестра и численность музыкантов в нем. Для пехоты — 9 человек, для кавалерии — 10. Это музыканты, которых было предписано иметь каждому гвардейскому полку. Из оркестрантов первый был иностранцем. Ему было приказано обучать русских музыкантов игре на духовых инструментах — трубах, гобоях, барабанах. Cам Петр был штатным старшим барабанщиком Преображенского полка. Это внимание и любовь первых лиц государства к военной музыке повлияла на ее развитие. Все самые современные инструменты того времени закупались для военных оркестров России. Так впервые в Европе в российских войсках появились хроматические духовые инструменты. 300 лет оркестры России играют марш Преображенского полка, который слушали еще петровские «потешные» солдаты.
Узнать больше можно здесь: https://histrf.ru

ОК
12. «Па +Па»

26 ноября 1718 года по воле Петра I были учреждены ассамблеи. Само слово «ассамблея» для России было новым, и царь в указе его даже прокомментировал, определив, что означает оно собрание или съезд в каком-то доме «не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава…». На ассамблеях все должны были принимать участие в танцах, поэтому интерес к танцам возрастал, и русское дворянство начинает старательно изучать иноземные танцы. Во время заграничных путешествий Петр интересовался танцевальным искусством, отыскивал учителей, поощрял интерес приближенных к светским увеселениям и пляскам, сам не раз с увлечением танцевал на придворных праздниках и гуляниях. Об увлечении молодых дворян и бояр эпохи Петра I танцевальным искусством свидетельствуют многие современники Петра: «Нельзя себе вообразить, до какой степени они любят танцы, равно как и здешние молодые купцы, из которых многие танцуют очень хорошо...».
Узнать больше можно здесь: https://histrf.ru

ОК