Традиционные игры донских казаков - Айданы
ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ ДОНСКИХ КАЗАКОВ – АЙДАНЫ (АЙДАНЧИКИ, АЛЬЧИКИ, ГАЙДАНЫ) г. Ростов-на-Дону, ст. Мечетинская.
Традиционная игра «айданы» (айданчики, аличики, гайданы)
Категория: Народные игры, традиционные единоборства и состязания
Этническая принадлежность: донские казаки
Языковая принадлежность: донская группа говоров
Конфессиональная принадлежность: православие
Место бытования: Российская Федерация, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, г. Новочеркасск, ст. Старочеркасская, ст. Мечетинская, ст. Багаевская, ст. Елизаветинская, ст. Краснодонецкая, ст. Усть-Быстрянская.
Субъект РФ: Ростовская область
Географические координаты мест бытования объекта:
47°13′52″ с. ш., 39°43′23″ в. д. (Ростов-на-Дону)
47,421 с.ш. 40,0919 в.д. г. Новочеркасск
47°14′ с.ш., 40°02′ в.д. Старочеркасская
46°46′16″ с.ш. 40°27′21″ в.д. (ст. Мечетинская)
47°19′00″ с.ш., 40°23′00″ в.д. ст. Багаевская,
47.136813 с.ш. 39.477417 в.д. ст. Елизаветинская,
48°01′31″ с. ш., 40°54′27″ в.д. ст. Краснодонецкая,
47.818017 с.ш. 41.049271 в.д. ст. Усть-Быстрянская.
Краткое описание
Айданчиком на Дону называется маленькая плоская кость (астрагал) из колена задней ноги барана, овцы или козы, которую дети употребляли для игры, называемой в «айданчики», самой любимой на Дону игре (В.Ф. Соловьев). Айдан, айданчик также называют гайдан, гайданчик, известно название и альчики. Игра в айданчики относится к играм с костями и имеет различные варианты, которые имеют собственные названия: «на курбаша», «погонки», «на сбитка», «в пристенок». В бывшей Области Войска Донского в различных станицах и городах встречаются различные виды этой игры в зависимости от того происходит эта игра возле стены или забора, или на открытой площадке. Целью игры является выиграть айданчик, который имел, в зависимости от своего вида, различную ценность, для этого его надо было сбить с места, выбить за черту, за линию кона или за линию круга.
Подробное описание
Игры с костями известны многим народам мира. Они развивают ловкость, глазомер, сноровку, также связаны с бытом народа, отражаются в его мировоззрении.
Цель игры – выиграть кость, поскольку ценность гайдана могла быть переводима в денежный эквивалент, если игра шла не на интерес, а «вправду». При игре на интерес игра идет гайданами, принадлежавшими одному игроку, а при игре «нав правду» у каждого имеются свои гайданы.
Айданчик представляет собой кость из заднего сустава барана (овцы, козы), которые специально готовили для игры (вываривали, чистили, красили). Каждая сторона айданчика имела свои обозначения. Как замечал А.Миртов ростовская детвора пела песню, в которой отражены были все названия айданчика:
Вышел случай очень странный;
Шел пацан и нес айданы.
Чик и бук! Тала! Арца!
Ламца-дрица! Ца-ца-ца!
Каждое положение айданчика имеет свое название: если айданчик лежит на спинке, т. е. на выпуклой стороне, а к верху – плоскою стороною с маленькою впадиной в середине, такое положение его называется «чик»; обратное его положение называется «бук»; положение же айданчика боком называется «тал» (В.Ф.Соловьев). «Чик» и «бук» также различаются как «решка» и «орел» и имеют как игровое (выигрывает только «бук»), так и гадательное основание.
Все стороны (чик, бук, тала, арца) различаются по рангу. Наивысшим рангом обладает «арца» - узкий бок айданчика, следом идет противоположный (неровный бок) арце – тала, далее бук – выгнутый широкий бок айдана и чик – широкий бок с углублением. Сторона айданчика с двумя отросками называется – рогИ, выпадение ее считается редкой удачей. Игра производится летом, дети собираются или у стены, или на открытой площадке, в старину – на дорогах, улицах, площадях, льду. В поздние времена – асфальтовая ровная площадка.
Все айданчики отличались друг от друга по размеру, долгом использовании в игре, весу (залитый в айданчик свинец превращал его в «биток» или «байбак»).
«Куршаками» назвали простые айданы, которые очень долго участвовали в играх, на них имелись дефекты, были сбиты углы или были испорчены свинцовой заливкой. В 1970 г. их стоимость равнялась 5 копейкам.
«Игралки» – это айданчики маленькие по размеру, красивые, не сбитые долгим использованием, они стоили в 1970-м году 20 копеек.
«Курбай» – это большая кость, ее использовали в качестве битка, ее метали, ею выбивали другие айданчики, она была идеальной формы и стоимость ее в ценах 1970 года была 50 копеек.
«Колобок» – это был со сбитыми в играх краями «курбай».
В игре одна игралка равнялась двум куршакам. Один курбай равнялся трем куршакам, поэтому на кон (прочерченную линию) каждый игрок ставил равное количество айданчиков. То есть, если один ставил игралку, то другой ставил два куршака и т.д.
Игра «На курбаша». Чертились две линии, между линиями «три лаптя», три приставных шага в размере длины трех ступней. На первый кон устанавливались айданы. Задача: так выбить айданы, чтобы они перелетели за вторую линию, тогда выбитый тобой айданчик забирался.
Игра начинается с того, что игроки начинают чикаться/цыкаться, Они метали «игралки» и определяли очередность броска. Если игрок не хотел бросать первым, то метал так айданчик, чтобы выпадал «чик», для этого айданчик «подкручивался» – метался с вращением. Эта жеребьевка обозначалась словом «гнаться». Гнаться означало определение расстояния (а в некоторых видах и очередности) броска айданчика.
Так, в игре «На сбитка» после того как была начертана линия кона и установлены айданы на ней, чертилась вторая линия в сажени от нее, и игроки бросали свои айданчики от кона в сторону этой линии, стараясь перебросить вторую линию. По окончанию метания первым бил в кон тот игрок, чей биток лег дальше за чертой и так поочередно.
В игре «альчики» вокруг кона чертилась линия, и били в кон с расстояния трех шагов. Каждый из игроков метал айданы до промаха, затем очередь переходила к другому игроку. Если игрок умел «арчить», то бросал свой айдан по направлению к кону, с той задачей чтобы он упал в круг на «арцо», тогда он мог с этого расстояния выбить все айданчики с кона, но если арца не выпадала, то следующий игрок мог выбить его курбай из круга или квадрата тремя ударами и тем лишить его дальнейшего хода.
Айданчики (альчики) («Бить и накидывать») (ст.Мечетинская, Новочеркасск). Чертился квадрат шаг на шаг, внутри которого чертился кон. На кон каждый из игроков ставил свои айданчики. На расстоянии 3-5 метров чертилась боевая черта (или второй кон), с которой игроки бросали битки, айданчики залитые свинцов, или специально отлитые из свинца битки (байбаки). Отливка производится простым нажатием айланчика в грязь и по образовавшейся форме заливали расплавленным в консервной банке свинцом. Прежде чем играть игроки канались. Они бросали свои айданчики на землю. У того, у кого выпадала арца бил первым, тала – вторым, бук – третьим, чик – четвертым, или кидали аданы поочередно в несколько кругов. После первого круга, тот у кого выпала арца бил первым, во втором круге он уже не участвовал. Во втором круге определялся второй бьющий, по арце и т.д. Игроки по очереди бьют с боевой черты айданчиками, стараясь выбить за границы квадрата, стоящие на кону айданчики.
По собиранию А.В.Миртова если в начале игры участник закричит «бИкинакИца», то это значит, что в игре можно не только выбивать, но и накидывать. По станичному накидывать, значит «арчить». То есть можно бросить свой айданчик-биток поближе к квадрату и если он упал арцой вверх (что и называлось «арчить»), то можно с этого расстояния подойти и выбить айданчики с кона.
Также если в начале игры, кто-то поставит свой айданчик на кон и скажет «домА», это значит, что он не будет бить, а заберет с кона все невыбитые айданчики, если его айданчик не будет ранее выбит. Это же правило соблюдается при возгласе «жИда», так называется приставной айданчик.
Выбитый айданчик забирается сразу игроком.
Если использовали для броска байбак, то его изготавливали не только заливкой в кость, а простым оттиском в землю или песок и заливкой свинцом. Таким битком бросали в кон. Способы броска были различные. Можно было взять айданчик и бросить его, как обычный камень, но можно были зажав его между большим пальцем указательным и безымянным, щелкали средним пальцем (это называлось «бить шибком».
Также, айданчики использовались при игре «под пробки» и «пробки», в которых пробки имитировали «игралки». Кон чертиться в форме прямоугольника, пробки ставятся вплотную и айданчиком с расстояния 5-6 шагов (с прочерченной линии) бросают айданы, чтобы попасть в кон и выбить пробки, которые забирает попавший.
Игра в «гайданы» (Ростов-на-Дону) Играют двое, они чикаются, первый бьет тот кто выбросил арцу. Расходятся на 5 шагов, второй игрок ставит две кости на землю. Первый старается попасть и тем забрать айдан себе. Если при броске он промахнулся, но айдан упал на арцу, то он имеет право бросать еще. Если выпадет чик или бук – переход хода.
Если игра происходит возле стены, то она называлась в «погонки», играли двое. После того, как игроки «гнались», один бросает в стену свой айданчик, а второй пытается так бросить в стену свой, чтобы он отскочил и ударился об айданчик брошенный первым игроком, или легла возле него на пядь. Если условие выполнено, то теперь второй игрок бросает свой айданчик в стену, а второй пытается попасть в его айданчик.
Игра в «Хана» или в «Арцу». Играют несколько человек. Выбрасывают кости, у кого выпала арца, забирает все кости (А.Черная). В игре «Хан» игрок берёт в пригоршню большое количество айданов и рассыпает их на пол. Один из айданов, выкрашен в красный цвет и считается главным (это «хан»). Если он выпал в положение «арца», то игроки сразу загребают себе как можно больше айданов. При другом положении «Хана» игроки стараются попасть одной костью в другую, находящуюся в таком же положении (если чик, то пальцем толкают к айдану лежащему в положении чик и т.д.), не задев при этом другие кости. При удачном ходе игрок забирает себе тот айдан, в который попал и продолжает играть, при неудачном ходе (задел другую кость или не попал) ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот игрок кто набрал большее количество айданов.
Игра в айданы имеет определенный жаргон и специальные слова, употребляемые в игре.
«Джонга» - стоячее положение айдана, то же что и «рогами вверх».
«ДомА!» - условие в игре, когда не участвующий в игре забирает невыбитый кон.
«ЖИда» - выкрикнувший это, гонится последним в определении очередности броска.
«Натька», «тянка» - приставной айданчик.
«Жида зАраня» - заранее объявить о приставном айданчике.
«буньдчур» кричат, когда биток упадет возле края кона, но не дальше одной ступни от края, играющий тогда бьет с края кона.
«Бикинакица» - разновидность игры в айданы «бить и накидывать».
«Гнаться» - бросать айданы с целью определения кто будет первым бить в кон.
«Куршак», «Игралка», «Курбай», «Колобок» - виды айданчиков
«Арца», «Бук», «Тала», «Чик», «Рога» - название сторон айдана
Сбиток, биток, голяк, байбак, налИток – названия битков в игре.
ПРЕДМЕТЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ
1. Астрагалы – кости из задних ног баранов или овец («айданчик»).
2. Кости с залитыми в них свинцовым наполнителем («налИток»).
3. Кости, изготовленные из свинца («голяк», «биток» «байбак»).
ТЕХНОЛОГИИ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ
1. Технологии изготовления айданов.
2. Технологии изготовления битков.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ТРАДИЦИИ
Традиция передается естественным путем (от старшего поколения к младшему), поскольку еще остаются в живых игравшие в эти игры участники, а также через участие детей, молодежи и взрослых в организованных турнирах и обучающих семинарах. Интересно влияние тюркских и калмыцких участников игр, которые способствуют, если оседают на долгое место жительство, сохранению айданчиков, поскольку они чаще всего содержали овец и баранов, численность которых за прошлый век заметно убавилась. В настоящее время поголовье растет, и появляется возможность приобретать айданы у скотоводов. Также, можно заметить, что игра в айданы заметно трансформировалась с утратой айданчиков, превратилась в разновидности игр в «пробки», «под пробки» (особенно в городской среде), где айдану отводилась роль исключительно битка.
СВЕДЕНИЯ О НОСИТЕЛЯХ
1. Кучмист Николай Николаевич 1968 г.р. (г.Ростов-на-Дону, ст.Александровская)
2. Богомолов Юрий Александрович 1954 г.р. (ст.Мечетинская Зерноградский район)
3. Тистимиров Павел Касымович 1939 г.р. (с.Светлоречное Зерноградский район)
4. Рязанов Валерий Валерьевич 1970 г.р. (ст.Старочеркасская Аксайского района)
СВЕДЕНИЯ О ХРАНИТЕЛЯХ
Ассоциация (союз) содействия организации фестиваля казачьих национальных видов с порта и народного творчества "Шермиции"
ИСТОРИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ФИКСАЦИИ
Упоминания о том, что донские игры играют в айданы встречаются в ранних работах В.Д, Сухорукова, Е.Н.Кательникова. Упоминаются они у В.Броневского и других историков как любимая на Дону игра. Айданы упоминаются в словаре В.Ф. Соловьева (1900 г), в работах А.В. Миртова. Большой материал содержится в материалах диалектологических обследований региона, которые проводились с 1947 г. и вошли в издания словарей русских донских говоров. Видеофиксация игры в айданчики были записаны в 2023 г. в Аксайском районе на областном фестивале воинской обрядовой культуры донских казаков Шермициях. До этого игра фиксировалась исследователями во многих станицах и хуторах Ростовской области. Информатором, предоставившим информацию является житель города Ростова-на-Дону, который с увлечением играл в гайданы в конце 60-х гг. прошлого века Н.Н.Кучмист.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕКТЕ
1. Сухоруков В.Д. Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях :Общежитие донских казаков в семнадцатом и восемнадцатом столетиях Ист. очерк]. Новочеркасск, 1892.
2. Кательников Е.Н. Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице. Новочеркасск, 1886.
3. Миртов А.В. Донской словарь. Ростов-на-Дону, 1929.
4. Большой толковые словарь донского казачества. Москва, 2003.
5. Броневский В. История Донского войска. СПб., 1834.
6. Черная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. Ростов н/Д,2003.
7. Соловьев В.Ф. Особенности говора донских казаков. СПб., 1900.
8. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. М., 1985.
9. Покровский Е.А. Детские игры преимущественно русские. СПб, 1994 (Репринт 1895 г.)
10. Программа собирания материала для словаря русских донских говоров. Ростов-на-Дону, 1959.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЪЕКТА
Игра в айданы присутствует на мероприятиях, проводимых Ассоциацией шермиций. Так, в рамках Шермиций проходит турнир по игре в айданчики. Ассоциация Шермиций занимается популяризацией айданов, проводит обучающие семинары.
АВТОР (СОСТАВИТЕЛЬ) МАТЕРИАЛОВ ОБ ОБЪЕКТЕ
Сост. д.ф.н. научн. сотрудник ИИМО ЮФУ Яровой А.В.
Другие объекты
Есть вопрос?
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.