Технология перевоза традиционного жилого дома (казачьего куреня)
Технология перевоза традиционного жилого дома (казачьего куреня)
Категория: Хозяйственные и промысловые технологии
Этническая принадлежность: Русские (донские казаки)
Языковая принадлежность: Русский / Южнорусское наречие (донская группа говоров)
Конфессиональная принадлежность: православие
Место бытования: Российская Федерация, Ростовская область, Волгодонский, Усть-Донецкий, Константиновский, Семикаракорский районы
Населенный пункт: хутор Потапов, станица Каргальская, станица Раздорская, хутор Бугры
Субъект РФ: Ростовская область
Географические координаты мест бытования объекта: 47°28′21″ с. ш., 41°56′21″ в. д. (хутор Потапов), 47°31′07″ с. ш. 41°55′38″ в. д. (станица Каргальская), 47°32′27″ с. ш. 40°38′51″ в. д. (станица Раздорская), 47°36′09″ с. ш. 40°49′23″ в. д. (хутор Бугры).
Краткое описание объекта:
Технология перевоза традиционного казачьего куреня – это уникальная особенность строительства и эксплуатации жилого дома в донском регионе. В существовании этого явления сторонники эволюционного становления самобытного типа жилища жителей Дона видят связь с кочевыми культурами степи.
Подробное описание объекта
Важнейшим аспектом культуры народа является традиционное жилище. На Дону, у донских казаков на протяжении веков сформировался свой особый тип жилища – казачий курень.
Именно казачие курени, сохранившиеся до наших дней, придают неповторимость донским хуторам и станицам. В плане курень близок к квадрату, покрыт четырехскатной крышей, комнаты располагаются вокруг печи, которая, как и в древности очаг, находится в центре постройки.
В землях Подонья к средневековому периоду сформировалась буферная зона между княжескими территориями Руси и Золотой Ордой. Необходимо признать сохранение местного аборигенного этноса, принявшего в себя традиции и нравы Востока, что, несомненно, нашло отражение и в местной архитектуре.
В итоге, на Дону была сформирована самобытная культура, впитавшая в себя опыт античности, традиции Востока и, конечно же, славянской Руси.
Народное жилище Подонья и Приазовья с самого начала своего формирования до конца XIX века прошло очень сложный путь развития до наземного двухуровневого дома. Окончательно донское жилище сформировалось к концу XIX века и оно коренным образом отличается от традиционных жилищ северной, западной и юго-западной части Восточной Европы.
Самый простейший курень был непростым сооружением; это обычно срубной, реже каменный, квадратный в плане дом с четырехскатной крышей, состоящий из двух камер — основного жилого и вспомогательного холодного помещений. Курень прошел весьма длительный путь развитии, впитывая в себя влияния соседей и отражая творчество автохтонного населения. Так В.Д.Сухоруков считал, что устройство и украшения старинных черкасских куреней "имеют какое-то странное смешение азиатских форм с древним русским вкусом" и что "в образе строения" каменных домов Черкасска XVIП в. "казаки подражали азиатцам".
Остается открытым вопрос по эволюции архитектурного решения донского куреня. Часть авторов считает курень суть производным от первоначальной землянки, постепенно вышедшей наружу и превратившейся в двухуровневую постройку. И низы куреня – это некий пройденный этап развития жилища, оставленный в более позднем типе постройки.
Другие авторы придерживаются иного мнения и считают, что низменное расположение ранних городков, при котором подпочвенная вода часто находилась совсем близко от поверхности, и весенние половодья, которые заливали городки и от которых приходилось устраивать жилье на высоких сваях и фундаментах, отнюдь не склоняют в пользу землянок как основного типа казачьих построек.
Приведем описание донского куреня из работы С.В. Номикосова. «Жилища в казачьем поселении области весьма характерны. Казаки называют свои дома куренями, вероятно потому, что в глубокую старину они действительно были курны, как курные избы. Ныне курени не похожи на русскую избу, ни на малороссийскую хату. Это домики городской архитектуры снаружи, с оригинальным внутренним расположением. Бедный казак, при постройке своего жилища, пользуется материалом сподручным: глиной, диким камнем, иногда хворостом, мелом и проч; но предпочтительнее перед другими материалами употребляется дерево, а кирпич только у наиболее зажиточных. Деревянные дома у зажиточных людей строятся из хороших бревен, или из толстых барочных пластин, иногда из вербовых, ольховых или вязовых бревен, срубленных в собственной ливаде, т.е. роще. Наружные стены обиваются деревянными плоскими гвоздями, в промежутки между которыми набивается глина, а затем все стены смазываются аккуратно также глиною и белятся мелом. Если стены толстые, то дом не смазывается, а просто натирается раствором охристых глин, отчего стены желтеют. Этот желтый цвет есть любимый цвет казачьих жилищ, особенно в низовых станицах
У зажиточных в доме от 3 до 5 комнат, у бедных 2-3. Современный казачий дом весьма характерен. Он всегда снабжен рундуком, - род навеса на столбах или крытого балкона, с той части дома, где находится входная дверь. Если нет рундука, то открытое крылечко с перильцами.
Первая от входа комната, есть род передней и в то же время кухни и столовой, здесь семья стряпается и ест, здесь же у земледельцев помещаются работники, если только для их ночлега не имеется особенной на дворе землянки. Следующая комната есть общая спальня, где спит вся семья, за исключением главы семьи и его жены. С другой стороны дома также две комнаты: залик и парадная спальня. Самобеднейшие из казаков устраивают свои хижки таким образом: основа из тонкого дерева заплетается камышом, а затем стены, пол и потолок обмазываются глиной и жилище готово».
Особенности региона повлияли на формирование особого отношения к своему жилищу, присущее донским казакам. Ряд факторов, таких как сложности с доступом к строительным материалам, а именно к качественному лесу, возможное влияние культуры соседей – кочевников, привело к возникновению практики перевоза жилища на новое место при необходимости. Особо ярко этот сформированный навык был проявлен в ходе расселения станиц и хуторов из зоны затопления Цимлянского водохранилища в конце 40-х – начале 50-х гг.
В ходе работы фольклорно-этнографической экспедиции Ростовского областного дома народного творчества в 2024 году в Волгодонском районе Ростовской области были зафиксированы сведения о перевозе традиционных казачьих куреней на Дону. Как и предполагалось, ряд куреней хуторов и станиц исследуемой территории Волгодонского района составляли жилища, перевезенные с первоначальных мест строительства. Информация о перевозе донских куреней встречались в источниках не часто, но, допускаем, что дело в обыденности этого бытового аспекта для современников. Один из подобных эпизодов был также озвучен в докладе Н.А. Миникова о деятельности краеведа XIX века Ф.К. Траилина в поиске куреня Емельяна Пугачёва в станице Потёмкинской.
Опрос местных жителей указал на примеры перевезенных куреней. Жители хутора Потапов указывали на переезд целых улиц в ходе расселения, обусловленного строительством Цимлянского водохранилища.
Перевоз куреня осуществлялся одним из следующих способов. Если позволяли условия расположения и перемещения, то дом переволакивали целиком на полозьях.
Перемещалась верхняя деревянная часть – верхи. В случае невозможности переволакивания курень разбирали на составные части – пластины. На новом месте осуществляли сборку на новых низах, либо просто на быстро возведенном фундаменте из камня, порою вместо полноценного фундамента могли поставить массивные камни по углам постройки.
В х. Потапов в беседе с Скакуновым Н.Н. (1977 г.р.) у него дома, по адресу ул. Садовая, 18, был зафиксирован рассказ информанта о истории семьи и, в частности, о истории сохранившегося семейного куреня, который был перевезен в 1961 году из х. Грачики, причем указан способ перевозки – на лыжах, т.е. на полозьях. Изначально дом был куплен прадедом информанта в ст. Каргальской в 20-е года прошлого столетия.
Беседа с хозяйкой казачьего куреня Натальей Чуйко (1960-х гг.р.) в х. Потапов, ул. Садовая 139 позволила выявить интересные подробностей строительства куреня в результате спора казаков Бардакова и Ефремова х. Богучары и последующего перевоза дома в 1948 г в х. Потапов.
От информанта Попова Ивана Александровича (1957 г.р.), ныне жителем х. Потапов, во время выезда в его родовую станицу Каргальскую была получена информация о практике перевоза казачьих куреней, причем информант ясно различил два способа: перевоз куреня целиком и перевоз по частям после разборки. Была затронута тема строительства «новых» домов в 60-70 годы прошлого столетия, которые были набивными на деревянном каркасе, с двускатной крышей.
В ходе полевых выездов 2021 году в составе экспедиций ГБУК РО Раздорский этнографический музей-заповедник в район станицы Кочетовской удалось найти пример одного из последних фактов перевоза казачьего куреня в хуторе Бугры Семикаракорского района. Этот курень был перевезен из заброшенного хутора Плешаковский семьей Лебедевых, но по каким то причинам оставлен прямо на улице. По этому куреню можно воочию увидеть как протекал подобный процесс. Курень, а точнее деревянные верхи куреня, транспортировался на железных полозьях, изготовленных из труб и изогнутых наподобие саней. Оконные проемы скреплены металлическими полосами.
Несомненно, что к подобным практикам прибегали не только на территории Дона. На тех территориях, где традиционно возводили дома из сруба, эти срубы также перемещали в пространстве. Но перевоз именно казачьих куреней имел некоторые особенности. Самая главная особенность заключалась в более сложном устройстве наружных стен дома верхнего уровня - верхов. По-сути, стена верхов была многослойной. Основой являлась деревянная пластина – толстая (6-7 см) и широкая (35 – 45 см) доска. Пластины штукатурились глиняной штукатуркой, иногда с двух сторон, изнутри штукатурились по закрепленной дранке. Снаружи пластины закрывали еще одним слоем дерева – ошилевкой – шпунтованной доской. Разборка и сборка такой стены, а также формирование угловых замков, установка деревянных нагелей при монтаже – отличает необходимый комплекс работ от аналогичных работ с традиционным срубом из кругляка. Проще, для сохранения целостности конструкции, переволакивать такую постройку целиком. И, конечно же, особенностью донских построек дополнялась необходимостью обустройства каменных низов, на которых собирались перевезенные верхи.
Местными жителями станицы Раздорской упоминается о перевозке путем разборки сруба куреня на пластины. При сборке заменялись поврежденные части, мог убираться нижний ряд пластин, нарушалась симметрия оконных проемов. Таким образом, после сборки на новом месте такой курень имел отличительный внешний вид.
Предметы, связанные с объектом
Объекту присущ ряд конструктивных элементов:
Наружная ошилевка
Пластина – основной конструктивный элемент стен дома
Нагель
Элементы наружного декора, наличники окон, ставни
Техники и технологии, связанные с объектом
1. Технология разборки жилого дома, определенные этапы работ
2. Технология перемещения дома целиком или материалов и монтаж конструкции на новом месте
Сведения о носителях
1. Скакунов Николай Николаевич (1977 г.р.), х. Потапов
2. Попов Иван Александрович (1957 г.р.), х. Потапов
3. Чуйко Наталья (1960-х гг.р.), х. Потапов
Сведения о хранителях
ГБУК РО Раздорский этнографический музей-заповедник (ст. Раздорская, Усть-Донецкого района Ростовской области)
История выявления и фиксации объекта
1. Экспедиционные выезды сотрудников ГБУК РО Раздорский этнографический музей-заповедник 2020-2021 гг.
2. Фольклорно-этнографическая экспедиция Ростовского областного дома народного творчества 2024 года в Волгодонский район Ростовской области.
Источники информации об объекте:
1. Лазарев А.Г. Лазарев А.А. Архитектура и градостроительство юга России. История. Традиции. Современные тенденции.
2. Черненко И.И. Казачий курень: эксплуатация и практика «перевоза»
(по материалам полевых исследований Раздорского этнографического музея-заповедника) //Четырнадцатые Константиновские краеведческие чтения им. А.Кошманова. Ростов-на-Дону, 2022, с. 384 - 393
Современное состояние объекта
Курени, перемещенные в силу различных причин на новые места, по сей день встречаются на исследованной территории и являются подтверждением утраченной практики.
Данный факт является частью историко-культурного потенциала донского казачества.
Составитель материалов
Черненко Иван Иванович, научный сотрудник ГБУК РО Раздорский этнографический музей-заповедник
Другие объекты
Есть вопрос?
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.